На главную страницу

      Лисянских Татьяна Васильевна   

       Саморазвитие – путь к повышению профессионализма

 

      В настоящее время приоритетной задачей развития общества является повышение роли образования. В профессиональной печати по проблемам педагогики и образования сегодня много внимания уделяется качеству работы школы и педагогов. В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг. отмечается, что одной из главных задач, которая должна решаться в системе образования, является повышение статуса педагога. Государством многое делается в направлении поднятия престижа и статуса профессии учителя: увеличение зарплаты, дифференцированная оплата труда в зависимости от категории, систематическое повышение квалификации, предоставление международных стажировок и т.п. Однако в школе функционируют другие, не менее важные структурные подразделения, в частности, учебная библиотека, но о ее работе, о новой роли библиотекаря  в работе учебного заведения  в профессиональной периодической печати практически ничего не говорится. В лучшем случае утверждается, что библиотеки играют большую роль в системе учебно-воспитательной работы школы, принимают активное участие в формировании фонда школьной библиотеки, являются информационным центром. Поэтому первостепенной задачей было и остается формирование положительного образа школьной библиотеки. Но  положительный образ школьной библиотеки в целом создается, прежде всего, имиджем каждого из библиотекарей. Сегодня библиотеки и библиотекари нуждаются, выражаясь присущей менеджменту терминологией, в активном маркетинге самих себя и доказательстве своей важности для  школы.  

      Имидж школьного библиотекаря создается поведением, речью, обликом и, самое главное,  профессионализмом. И чем гармоничнее все составляющие, тем более цельным оказывается впечатление. Составной частью имиджа школьного библиотекаря является его профессиональный рост. Известный российский книговед Н. А. Рубакин отмечал: «Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы не знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов». Самое главное – это потребность в постоянном обучении, повышении своей квалификации  и как следствие – изменение пространства вокруг себя. Педагог должен всю жизнь считать себя «студентом педагогики» (Д. Дьюи). Современная жизнь все время поднимает уровень требований, которому должны соответствовать педагогические работники, в том числе, библиотекари. В современной школьной библиотеке должен работать профессионал высокого уровня. Профессионализм его заключается в интегрировании знаний и умений в области педагогики и образования, культуры, информационных технологий, совмещение функций информационного специалиста, педагога, менеджера.

      Проблема совершенствования профессионализма библиотекарей в организациях образования никогда не снимается с повестки дня. Видимо, потому что постоянно возникают все новые и новые вопросы, требующие разрешения, а именно:

- Как можно добиться внедрения инновационных процессов в деятельность школьных библиотек?

 - Как удержать «на плаву» опытных библиотекарей, учитывая их «профессиональное выгорание», несмотря на стаж работы более 25 лет и выше?

-  Какими способами создать условия для развития инициативы каждого библиотекаря, его творческого потенциала, что в конечном итоге положительно отразится на имидже всех школьных библиотек? и т.п.

      Чтобы решать подобные вопросы, необходимо создание целенаправленной системы по повышению профессионального уровня библиотекарей.  Это возможно только в том случае, если сам библиотекарь будет заинтересован в профессиональной самореализации и ориентирован на постоянное развитие.  Нельзя сказать, что работа в  данном направлении не проводится. Это обучающие семинары, консультации, мастер - классы, практикумы, занятия в Школе молодого библиотекаря, конкурсы профессионального мастерства. Более объемной и значимой формой повышения профессиональной компетенции являются курсы повышения квалификации.  Однако вопросы остаются.

      Самым эффективным и беспроигрышным путем решения проблемы  по совершенствованию профессионализма особое место занимают вопросы «саморазвития», «самооценки» собственной деятельности. Понятие «профессиональное саморазвитие» в науке рассматривается как динамичный процесс усвоения, овладения, модернизации профессионального опыта, технологии деятельности, ведущий к формированию и развитию индивидуальных профессиональных компетентностей. Профессиональное саморазвитие требует умения рефлексировать. Рефлексирующий значит думающий, анализирующий, исследующий свой опыт специалист, «вечный ученик своей профессии» (Д. Дьюи). 

      Рефлексия как способность человека к самоанализу, самоосмыслению, и переосмыслению стимулирует процессы самосознания, обогащает «Я-концепцию» человека, является важнейшим фактором личностного самосовершенства (А.Г.Асмолов, Р.Бернс). Профессиональное самосознание включает:

- учет оценки себя как профессионала со стороны коллег и читателей

- самооценивание своих отдельных сторон

- положительное оценивание себя в целом, создание позитивной «Я-концепции».

      Нельзя сказать, что библиотекари не работают над своим саморазвитием. Но  в большинстве процесс саморазвития рассматривается лишь через призму процесса самообразования. У каждого библиотекаря в плане работы имеется  раздел по повышению квалификации. Однако оно ограничивается лишь посещением семинаров, практикумов, изучением профессиональных журналов.  Вот, пожалуй, и все саморазвитие. Конечно, набор таких действий не способен достичь уровня высоты и значимости понятия «саморазвития личности», какую приводит педагогическая наука. Бесспорно, есть библиотекари, которые «не стоят на месте», постоянно повышают свой профессиональный уровень, активно внедряют в работу информационно-коммуникативные технологии, имеют достижения международного уровня, но таких очень мало.

      Далее возникает очередной вопрос: «Как организовать работу по формированию процесса саморазвития каждого библиотекаря?». В процессе работы над собой библиотекарь получит возможность:

- спроектировать маршрут своего личностного и профессионального совершенствования как непрерывный процесс развития;

- проанализировать степень своей активности;

- оценивать уровень своего развития, выявляя  проблемные стороны и определяя задачи на будущее.

      Казахстанские ученые А. К. Бельгимбаев и А.Б. Рахимбаев определяют, что для любой творческой деятельности необходимы:

- мотивация;

- благоприятный климат;

- оценка результатов работы (обратная связь)

      Мотив – активная движущая сила, определяющая поведение человека. Мотивировать сотрудника значит затронуть его важные интересы, дать ему шанс реализоваться в процессе работы.

      С одной стороны, как было отмечено выше, сегодня актуальным и значимым направлением качества образования Республики Казахстан является повышение статуса педагога. В Законе Республики Казахстан «Об образовании» от 27.07.2007 г. (с изменениями и дополнениями от 24.10.2011 г.) о школьном библиотекаре не говорится ни слова, хотя, работники школьных библиотек приравниваются к педагогическим работникам. Кроме того, сегодня расширены педагогические аспекты и функции работы школьного библиотекаря. Ныне школьный библиотекарь не только проводит уроки по формированию информационной культуры, внеклассные мероприятия, осуществляет поиск и предоставление информации, но и разрабатывает собственные авторские программы, участвует в реализации проектов. В процесс образования все больше внедряются новые технологии, которые используются не только учителями-предметниками, но и  сотрудниками школьных библиотек. Школьный библиотекарь – это  педагог,  воспитатель, первый помощник учителя и ученика.

      Таким образом, чтобы обеспечить внешнюю мотивацию школьных библиотекарей к саморазвитию, самосовершенствованию следует осуществить:

-  введение квалификации - должности «библиотекарь-педагог», приравнивающей школьного библиотекаря к педагогу;

-  увеличение заработной платы школьным библиотекарям.

      С другой стороны, для того, чтобы повысить стремление к профессиональному росту и саморазвитию проводится целенаправленная работа по формированию психологической готовности школьных библиотекарей к работе над собой: деловая игра «Имидж школьного библиотекаря», тренинг «Я – библиотекарь-профессионал», эссе «Почему я работаю школьным библиотекарем?» и т.д.

      Также одним из принципов мотивирования к процессу саморазвития в профессиональном плане  является желание специалиста иметь доказательство того, что его работа значима, и результаты его труда не должны быть обезличенными. Деятельность школьных библиотекарей оценивается в соответствии с разработанной рейтинговой системой. Разработаны критерии, которые оцениваются по балльной системе. Критерий – это ряд показателей и признаков, на основании которых оценивается качество (деятельность).

 

№ п/п

Критерии оценки

баллы

1

Проведение открытых мероприятий (город, область)

 

2

Выступления по обмену опытом работы (город, область,…)

 

3

Участие в конкурсах профессионального мастерства (город, область, ..)

 

4

Член  жюри конкурсов (город, область, международный)

 

5

Публикации (город, область,…)

 

6

Выполнение контрольных показателей

 

7

Рост абсолютных показателей

 

8

Предоставление материалов на сайт школы, наличие собственного сайта

 

9

Разработка или участие в реализации проекта

 

10

Наличие авторской программы

 

11

Профессиональное тестирование

 

 

       В конце учебного года традиционно подводятся итоги работы, по которым определяется место каждого библиотекаря конкретно в соответствии с заработанными баллами. Рейтинг помогает получить объективную информацию о деятельности каждого библиотекаря, анализировать степень его активности, и в конечном итоге, формирует у библиотекаря позитивную самооценку своей деятельности.

      Известно, что успех без признания приводит к разочарованию. Людям нравится ощущать значимость своей деятельности. Каждый человек, который добросовестно и творчески выполняет свою работу, желает презентовать свои наработки, имеет право на признание и поощрение.  Возможность продемонстрировать свои знания, умения предоставляется путем проведения семинаров и мастер-классов в рамках передового библиотечного опыта («Библиотечная инноватика как ресурс развития», «Продвижение книг в учебный процесс школы через сотрудничество школьного библиотекаря и учителя литературы», «Создание электронной продукции в школьной библиотеке», «Краеведческая деятельность: пути взаимодействия школьных и городских библиотек», «Создание презентации: многообразие возможностей программы Power Point», «Сайт – путь к успеху»)

Задачи мотивации облегчаются, если руководствоваться следующими правилами:

- уважать личное мнение и проявлять доброжелательность к сотрудникам;

- создавать у библиотекаря положительный эмоциональный настрой;

- добиваться того, чтобы библиотекарь действительно, а не формально захотел саморазвиваться;

- внушать уверенность в своих силах.

       Понятие «благоприятный климат для реализации процессов саморазвития» - это сплав благоприятного морально-психологического климата в коллективе и полноценного оснащения необходимыми источниками или создание определенной предметной среды для саморазвития и самореализации каждого. Благоприятный морально-психологический климат обеспечивает условия для максимальной активизации и реализации творческого потенциала каждого. Поэтому необходимо выяснить степень удовлетворенности библиотекаря работой в своей школе, ведь статус школьного библиотекаря определяется также его положением в педагогическом коллективе, взаимоотношениями с руководством школы и учителями.

      С целью получения данной информации было проведено анкетирование среди школьных библиотекарей. 

В какой степени Вы удовлетворены…

1) вашей работой в школе?

2) Вашими взаимоотношениями с коллегами?

3) заботой администрации об удовлетворенности Ваших нужд?

4) настроением в коллективе?

5) культурой и интеллектуальной атмосферой в коллективе?

6) материально-технической базой библиотеки?

7) тем, насколько объективно и доброжелательно оценивается Ваша работа? 8) Вашими взаимоотношениями с руководством школы?

Чтобы ответить на вопросы, необходимо было каждый вопрос отметить соответствующей оценкой: «5» - вы полностью удовлетворены; «4» - скорее удовлетворены, чем нет; «3» - и да, и нет; «2» - скорее не удовлетворены; «1» - совершенно не удовлетворены.

 

Результаты анкетирования

Подпись: 81,5%
Подпись: 44,7%

 

 

 

 

 

 

 


 

По итогам анкетирования выяснилось, что благоприятные условия для реализации процессов саморазвития, самооценки профессионального роста в целом созданы, с одной стороны,  из-за поддержки со стороны руководства и доброжелательных отношений с учителями, с другой, благодаря техническому оснащению школьной библиотеки.

      Результативность непрерывно развивающегося процесса работы каждого над собой отражается в тетради по самообразованию и карте профессионального роста. Однако при анализе данных документов не прослеживается информация о том, как реализует библиотекарь работу по самообразованию, где и как использует полученные знания. Поэтому возникает необходимость в их усовершенствовании, чтобы можно было прозрачно и всесторонне проследить всю работу каждого библиотекаря над собой, а библиотекарю, в свою очередь, самостоятельно оценивать уровень своего профессионального роста.

      Для эффективного управления процессом профессионального развития библиотекарей необходимо ведение мониторинга профессионального роста.

Мониторинг профессионального роста библиотекаря позволит:

- выявить способность библиотекарей к саморазвитию, а также факторы и условия, способствующие и препятствующие обучению, развитию и саморазвитию библиотекаря в школе;

- получать всестороннюю информацию о развитии самосовершенствования каждого библиотекаря непрерывно в течение нескольких лет, сопоставляя результаты с прошлыми годами;

- выявить степень мотивации к познанию современных информационных технологий, интерес к передовому библиотечному опыту;

- анализировать и выявлять спектр проблемных вопросов в деятельности каждого библиотекаря для оказания поддержки.

      Сформированная система по профессиональному самосовершенствованию и саморазвитию библиотекарей позволит решать вопросы, связанные с повышением их профессионализма, что, в конечном итоге, поможет создать положительный образ школьных библиотек.

 

  

Вверх