На главную страницу

 

 

ПОТОМСТВЕННЫЙ ХУДОЖНИК И ДОБРОДЕЙ

 

Художник, по Ожегову, -
"Человек, который выполняет что-либо
с большим мастерством и вкусом".


 

Виктор Сачков - сын преподавателя сельской школы и талантливого художника Александра Емельяновича Сачкова. Девятнадцатилетним пареньком ушел его отец на Великую Отечественную войну. Был неоднократно ранен, пережил все тяготы тех лет, но сохранил в душе стремление к красоте. После войны, по памяти, восстановил он события того времени в своих произведениях, привил любовь к искусству своим детям. Рожденные на сказочно красивом прибрежье озера Маркаколь все Сачковы воспевают красоту окружающего мира.

Дочь преподает в сельской школе рисунок, а сын сегодня - главный художник Парыгинского Дома культуры в Зыряновском районе. Неторопливые, степенные потомки деда Емельяна к чему ни прикасаются, все делают добротно и красиво.

О самом деде, который жил в начале двадцатого века, до сих пор люди отзываются с теплотой. Немногословен был дед Емельян, но сердце имел доброе и руки золотые. Он был уверен, что только добро всесильно на земле. "Тебе злом, а ты добром...", - частенько говаривал старый Емельян своим детям.
 

Этот завет и несет по жизни Виктор Сачков, потомственный художник и Добродей. Запах краски и чудесные превращения на плоскости холста и бумаги знакомы Виктору с детства. Вместе с отцом, с этюдником на плече, исходил он прибрежье озера Маркаколь вдоль и поперек. Многое открыл тогда ему отец житейской мудрости и профессиональных секретов.

В школе, в старших классах, познакомился Виктор с удивительной женщиной - Верой Ивановной Сокальской, дочерью дворянина, выпускницей института им. Репина. По воле рока, с маленьким сыном, попала она в Казахстанский край. Маленькая, вечно кутающаяся в старенькую шаль, с папиросой во рту, многим сельчанам она была непонятна. Поэтому жила особняком, работала в сельском Доме культуры и кинотеатре художницей. Виктор и баба Вера (так звали на селе дворянку) стали большими друзьями.

Вера Ивановна передавала смышленому подростку свои знания и радовалась, видя, как жадно впитывает их Виктор. Он узнал от неё, что линия и пятно на плоскости всегда должны нести информацию. Не должно быть в картине ни одного случайного штриха.  

Именно детали в художественном произведении, как и в жизни, говорят о многом. Вера Ивановна иногда рассказывала ему о своей молодости, об учебе, о художниках и поэтах старого Питера. Запомнился Виктору рассказ о Маяковском, который, чтобы удивить публику, мог появиться с раскрашенным лицом; половина - в красный, другая - в желтый. Именно она открыла ему, наряду с реальным видением мира, понятие абстрактного искусства. Тогда он научился читать мысли, заложенные художником в свое произведение.

Это помогло ему в собственном творчестве. Особенно Виктору Сачкову удавалось передать образ и характер человека. Быть хорошим портретистом может далеко не каждый художник. Для этого, кроме таланта живописца, требуется острый взгляд, чуткое сердце, знания психологии и недюжинный ум.

С гордостью говорит Виктор, что он прошел университеты Сокальской. Виктор никогда не расстается с живописью. Умеет он уловить характер и настроение, передать в цвете, композиции, в повороте головы, взгляде ту самую "изюминку", которая составляет сущность человека. Где бы ни был Виктор, - в армии, на далеком севере или дома, в Алексеевке, - он неустанно писал портреты, натюрморты, пейзажи. Активно участвовал в художественных выставках, проводил свои персональные вернисажи, поддерживал способных детей и взрослых, живущих рядом с ним. Нес всегда и сегодня несет он по жизни неизменный наказ деда Емельяна - любить людей и во всем видеть красоту.

Cачковы, отец и сын, стояли у истоков становления и были свидетелями расцвета ВК областного клуба художников-любителей "Самородок". Они были активными участниками многочисленных в советское время смотров и фестивалей искусств. Их творчество - пейзажи отца, портреты и семейные композиции, сюжетные картины сына - выгодно отличалось в экспозициях, было признано не только зрителями, но и отмечено почетными грамотами и наградами.

Например, на одной из картин Виктора в серых тонах изображена улица, куда-то спешащая толпа. Справа на картине - молодой человек, который боковым зрением улавливает в серой толпе обрамленный в багет (рамку), выполненный в цвете, портрет красивой девушки. На другой картине В. Сачкова образы Василия Шукшина и Владимира Высоцкого. По Земле, на рассвете, босиком идут два великих человека, которые в жизни, может, и не знали друг друга, но их творчество и духовная сущность одна, у них одна цель и одна страсть - Искусство. Прекрасен портрет отца! Настали другие времена. В Алексеевке нет работы. Виктор с семьей переезжает в Зыряновский район.

Супруга Зоя - балетмейстер. Им доверили Дом культуры. В самые трудные времена не только сохранили супруги сельский очаг культуры, но возродили его. Содержать штат не было средств, пришлось вдвоем выполнять всю работу. Привлекли состоятельных людей района; на мизерные средства, порой вкладывая собственные, проводили интересные мероприятия. Своими силами ремонтировали и украшали свой Дом культуры. Открыли многочисленные кружки. А теперь здесь есть и сельский музей. Виктор ищет и находит старинные предметы и вещи, выполненные бабушками, приводит их в порядок. В экспозиции красуются русские домотканые дорожки, вышитые салфетки, скатерти и покрывала. Играет старинный патефон, и Парыгинские ребятишки с большим удовольствием ткут на старинном станке свои изделия. Вместе с детьми Виктор делает и раздает деревянных птиц счастья. Пацаны строгают и пилят, познавая тайны столярного ремесла.

Мечтает Виктор показать и казахское искусство. Любимое детище педагога и художника - детская изостудия.

Он гордится своими детьми. Каждый год привозит их работы на художественные городские и областные выставки. Старается дать детям знания об основах рисунка, живописи, композиции. Плановые мероприятия Дома культуры оформляются им красочно и с творческой выдумкой, запоминаясь людям надолго.

Ярко светит очаг культуры "в глуши забытого селения". Не славы ради, а для спасения детских душ, не покладая рук, работает талантливый художник и добрый человек Виктор Сачков.

Несколько лет тому назад ему пришла мысль открыть "духовный заповедник". А все началось с того, что в 1998 году захотел он поздравить детей села Парыгино с Новым годом, от имени Деда Мороза. Придумал, нарисовал, размножил на компьютере рисунок конверта для своего сказочного письма.

Решил порадовать детей, прежде всего, из неблагополучных, неимущих семей. Идею поддержала завуч сельской школы О. Н. Дмитриева. Посоветовавшись, решили они расширить акцию: собрали родителей и предложили им "сложиться" по 200 тенге и создали своеобразный фонд Деда Мороза. И в течение года он присылал письма и подарки каждому ребенку. На дни рождения дети получали оригинальные подарки, например, настоящее лукошко, полное лесных ягод, и конфеты в придачу.
По системе, придуманной Виктором, можно охватить детей не только одного села, но и всей области, республики.

Своей идей художник и педагог призывает состоятельных людей вложить капитал в благородное дело, в будущее не только своих детей, но и всей страны в целом. Цель проста, как все гениальное.

Если вовремя поддержать детей и зажечь в их сердцах веру во Вселенское добро, то светлое будущее родителей и общества гарантировано.

Дальше творческое воображение художника рисует такую картину. В глубине девственного леса, на реке Тургусун, живет Дед Мороз со своими помощниками, оснащенными современной техникой и Интернет. Любой ребенок и взрослый может написать и получить в ответ не только электронные, но и простые письма.

Для этого в почтовых отделениях открыты специализированные отделы, куда дети приносят и получают свои конверты с письмами, приобщаясь к чуду.

При желании, дети со своими родителями могут приехать во владения Деда Мороза и увидеть своими глазами чудесный город, в котором живут мастеровые люди со всего света, и где они своими руками делают на глазах изумленной публики игрушки для детворы. Японские, китайские, американские, казахские и русские...

 А вокруг - огромный заповедник, в котором дети знакомятся с богатейшим животным и растительным миром Восточного Казахстана. Наблюдают за образом жизни диких зверей, рисуют с натуры гордых маралов, волков и медведей. Дети имеют возможность жить некоторое время среди чистой природы, купаться в лесном озере, дышать чистым воздухом заповедного края и Вселенского добра. А уезжая, каждый ребенок сажает дерево, чтобы через годы уже со своими детьми вернуться к нему. От Тургусуна начинаются туристические маршруты на Зайсан, Маркаколь и священную гору Белуху.  Бороздят озера ослепительные яхты.

Именно на территории Восточного Казахстана, у подножия Белухи, находится географический центр Евразии, поэтому две вершины горы, словно две великие культуры, имеют одну основу, растут от одного подножия... (Это теория Виктора Сачкова, и в ней что-то есть...). В мечтах Виктора раз в год собираются дети со всего мира на чудесное превращение Деда Мороза в Деда Добродея.

Это происходит тогда, когда сама природа просыпается от зимней спячки и возрождается, в день весеннего равноденствия - 22 марта - в Наурыз! Это грандиозное шоу с подарками, песнями - восточная фиеста!

Мечты, мечты... Но ведь именно мечтатели двигают мировой прогресс. Да, и знаменитый Санта Клаус ведь когда-то был реальным человеком, священником, который подкладывал обездоленным детям и нищим подарки под окна... А сегодня художник Виктор Сачков пишет картины, а по ночам - письма детям.

Так у Парыгинских детей появился добрый друг, с которым можно говорить обо всем, советоваться. И вот что пишут дети ему в ответ. "Хочу, чтобы лето было жарким, чтобы у всех двери были открыты в доме, на кухне, на веранде... Я хочу тебя увидеть. Ты летом нас пригласи на лесную полянку..." (Юра Мезенцев). "Пишет тебе маленькая девочка Лена.

Я знаю, что ты существуешь. Больше всего в жизни я хочу, чтобы все жили хорошо и имели деньги...". А внучка Света пишет: "Получила Ваше письмо, большое спасибо. Дедушка, я обязательно посею ваши цветы...   У меня хватит терпения и трудолюбия, чтобы вырастить до конца лета эти цветы. Сейчас я прилагаю все свои умения и усилия, чтобы принять участие в конкурсе на лучший рисунок...". "Я с удовольствием буду писать тебе письма и ждать от тебя ответа...

Как ты сказал, Весна зовет нас делать добрые дела...", - пишет Сережа. Вот такие письма получает художник и просто добрый человек Виктор Сачков.

Он полон творческих замыслов и планов. Мечтает сделать персональную выставку в хорошем зале, а самое главное, он уже живет в сказочном мире Добродея.

Его мечта реальна и осуществима, а самое главное, просто необходима всем нам.
 

Г. КУМАРГАЗЫ, искусствовед, член Союза художников РК.2003 г.

 

Картины как сигнал SOS



Персональная выставка Виктора Сачкова, открывшаяся в Усть-Каменогорской городской библиотеке, – это дань деревне. Все картины созданы художником в глухом зыряновском селе Парыгино и доставлены в город, похоже, только для того, чтобы еще раз подать сигнал SOS: деревня вырождается, деревню нужно спасать!

Основной жанр Виктора Сачкова – портрет. “Раньше в деревне столько интересных лиц было! – говорит художник. – Красивых девушек, мужиков-бородачей… А сейчас мало – люди уезжают”.

Портреты у Виктора разные. Реалистические, с угадываемым характером и ясным отношением к жизни героя. И символические – взгляд самого художника, преломленный через судьбу человека. Например, “Философия жизни” – не то полусон, не то полуявь, грустный образ мамы, уже ушедшей из жизни.

Полпортрета – молодая девушка военных лет, радуга надежд, затихающая гроза. Вторая половина – старческие морщины, седина и дорожка, по которой вслед за мамой уходит надломленный отец.

Есть у Виктора портрет его деда Емельяна, написанный к Дню Победы и выставленный как-то в Москве. Взрослый семейный человек, безумно любящий жену, детей. Художник изобразил его в окопе в часы затишья. Полевая почта принесла деду письмо, он прочел, закурил… А работу “Точка зрения” Сачков создал под впечатлением векового спора реалистов с абстракционистами.  Два художника доказывают друг другу свою правоту. Каждый с пеной у рта.

“И оба от невежества, – резюмирует Виктор.

– Ведь мир не может быть однополярным”.  Урок художественной культуры Виктор Сачков получил в детстве в своей деревне на Маркаколе.

– У нас в сельском клубе работала оформителем Мария Александровна Сакальская, – говорит художник.

– Старенькая женщина, которой было за 70. Я иногда помогал ей рисовать, и мы сдружились. Бабушка была ходячей энциклопедией.

Она родилась в Петербурге и была вхожа в круг поэтов и художников. В 1917 году ей было всего 20. Она видела Маяковского и Есенина. В то время весь мир бурлил новыми идеями в искусстве, культуре. И она впитала тот дух – неординарности, поиска, гениальности. Как-то Мария Александровна спросила, как я отношусь к абстракционизму. А я невежественным был и сказал, что это ерунда. И вот она стала рассуждать: “Кто ты в этом мире? Характер заковыристый, ты – запятая.

Тебя окружает семья, твой обережный круг.  А дальше – облака, радуга, простор. Это – твой портрет, твой взгляд на окружающее”.  И я в корне пересмотрел свое отношение к абстрактному искусству. Человек прогрессирует в своем восприятии мира, и не обязательно оно должно быть реалистичным.

 

Первыми зрителями картин Сачкова всегда были сельчане. Еще в советское время ему поручили оформить фойе нового современного ДК в Парыгино. Художник во всю стену нарисовал пять муз – танца, поэзии, театра, музыки, живописи. “Дом культуры преобразился, сразу стало ясно, что это очаг культуры, – говорит Виктор. – Но я получил замечание от первого секретаря райкома. Он сказал: “Что за ерунда?  Надо было нарисовать свинарок, доярок”.

Лет десять назад Виктор взялся за создание в Парыгино музея искусств! Со временем по замыслу художника он мог бы стать своеобразным центром возрождения культуры на селе. Но идея не воплотилась в реальность – у Зыряновского района на музей не нашлось денег. Сейчас Сачков создает в Парыгино школу ремесел.

И все с той же целью – увлечь селян красотой, талантливой работой. В поисках ткацкого станка он обошел все село. Кто-то на дрова изрубил, кто-то сломал и выбросил… Согласились отдать старинные реликвии две семьи, и еще три смастерили в местной школе. И сейчас в Парыгино дети осваивают искусство ткачества, создают дорожки, рушники, узоры. В планах мастера – изготовление валенок и национальных казахских изделий из войлока.

“Сейчас сельской культуры нет, вместо нее мутант какой-то, – вздыхает Виктор. – Но если поддержать местные дома культуры, создать музеи, открыть школы ремесел – культура вернется. И село возродится”.

Галина Вологодская,  Восточно-Казахстанская область. 2008 г.
 

Вверх