На главную страницу

 

 

 

    Фотография – это искусство

 

Наверное, у каждого мастера есть учитель. У меня учителями  были отец и два моих деда. Оба деда были участниками войны. Илья Николаевич Логинов работал фотографом в пионерском лагере Орленок под Туапсе. Как профессиональный фотограф он снимал людей на пляже, в том числе разных известных генералов и космонавтов. Сейчас, наверное. эти снимки считаются редкими. Жил он в п. Новомихайловском недалеко от Туапсе на берегу моря. Выдающимся фотографом он не был, но по словам известного профессора фотографии Алексея Логинова – «каждая фотография имеет право на жизнь». В нашей семье кнопку на фотоаппарате все умели грамотно нажимать и меня научили.

Другой дед Петр Михайлович Глебов был во время войны и после нее сотрудником конрразведки и он просто обязан был уметь фотографировать. Немного моим учителем был Эдуард Осипович Красовский из г. Кара-Балты в Киргизии, где я вырос. Он являлся судмедэкспертом, большим мастером фотографии и любил снимать природу. У него я увидел впервые большие цветные фотографии  природы, напечатанные на увеличителе и они меня восхитили.

Эдуард Осипович был другом космонавта Рукавишникова. И однажды Рукавишников вместе с известным ведущим и путешественником Юрием Сенкевичем приехали к нему в гости из Москвы на «Волге». Они поехали вместе на Иссык-Куль, там была база подготовки космонавтов, где они плавали под водой в условиях высокогорья и т.д.. Рукавишников пока доехал до места -выпил бутылку водки, будучи за рулем и даже не опьянел. Благодаря своим учителям и многочисленным экспериментам при съемке, я многому научился, но у меня до сих пор нет такой крутой аппаратуры, как у Fashion-фотографов, снимающих фотомоделей или же «папарацци». Многие «мордошлепы», как выразился один мой знакомый фотограф, имеют хорошую аппаратуру, которая способна творить чудеса, но используется для съемки вала зауряднейшей продукции, потому что итак хорошо зарабатывают на своих клиентах. А творчеством тут и не пахнет. Вот этим и отличается фотограф от фотохудожника.
- Получается, легче заработать на бытовой фотосъемке, чем на художественной?
- Да это так. У нас покупают китайские постеры в рамках и этот дешевый ширпотреб перебивает цены. Среди потребителей много таких, которые совершенно не представляют истинной стоимости изображения и уверены, что стоимость фотографии определяется только стоимостью ее печати, рамки и НДС. Одна весьма небедная дама, у которой муж известный предприниматель заявила, что фотография даже в рамке должна стоить не более 300 тенге. А я ей говорю, ты купи себе «Canon», залезь на Эверест или даже Белуху, сфотографируй качественно (если повезет) и продай за триста тенге свое фото. А потом кто-то опубликует его под своим именем. Вот тогда ты поймешь истинную цену фотопроизведения.

Труд простого фотографа ценится у нас в провинции ниже некуда. Как следствие и труд фотохудожника тоже. Хотя сегодня качественная фотография нужна всем. Спрос вроде бы есть постоянный.
То звонят издатели – дай для книги, то календарь напечатать хотим. Но платить нормально не хотят. Не так давно позвонили из одного издательства и попросили для фотоальбома о природе области фотографии по пятьсот тенге (4 у.е.)
- Мы были на вашей выставке в музее искусств и нам ваши фотокартины очень понравились. Особенно макросъемка. Я говорю им, что нельзя так низко оценивать фотоработы для полиграфии.
Однажды с УМЗ позвонили, где отец моей жены 30 лет отработал, был передовиком производства . Можно мы с ваших фотографий календарь напечатаем бесплатно.

Жена возмутилась, такая богатая организация и нечем платить дочке ветерана? Она ведь меня тоже вдохновляет и многие идеи подсказывает, в папу пошла, он ведь изобретатель и рационализатор.
А мы вам что, негры? У нас долг большой за коммунальные услуги, за Интернет, мы же работаем. Короче, «отфутболила» их. Не так давно позвонили из одного издательства и попросили для фотоальбома о природе области фотографии по пятьсот тенге.  На что мне ответили, что такая цена устраивает других местных фотографов. Ну что тут скажешь? Вот и наполняют ребята за гроши издательский рынок красивыми видами Алтая.

Так стоят снимки для газеты. На что мне ответили, что такая цена устраивает других местных фотографов. Ну что тут скажешь? Вот и наполняют ребята за гроши издательский рынок красивыми видами Алтая. Я сказал, что даже в нищей Киргизии мне платили в три раза выше… Рериху тоже звонили богатые дамы и говорили, что его картины нравятся и предлагали энную сумму денег.
Я не Рерих, но цену своим произведениям знаю. Катрин Денев как -то сказала журналистам, что это хорошо, когда специалист знает себе цену. Казахстан не бедная страна, ресурсов много, народу мало, надо только научиться платить людям за труд. Желающим могу дать свой прайс-лист. По сравнению с тем, как продаются фотографии в галереях России, мои цены весьма пристойные.
Нужно не унижаться и знать себе цену. Катрин Денев как - то сказала журналистам, что это хорошо, когда специалист знает себе цену. Казахстан не бедная страна,- ресурсов много, народу мало, надо только научиться платить людям за труд. Желающим могу дать свой прайс-лист. По сравнению с тем, как продаются фотографии в галереях России, мои цены весьма пристойные. Известный фотограф Вадим Гиппенрейтер считает, что при самых скромных подсчетах для издания хорошего фотоальбома требуется не менее 150 000 долларов.
Банкиры часто являются коллекционерами искусства, но я не знаю ни одного банка здесь, где бы поддерживали художников, может быть потому что это филиалы?

Но уважаемые, на периферии самые богатые ресурсы и таланты. Надо не жалеть вкладывать деньги и дать филиалам полномочия. В ЮАР, где проходила выставка моих фотографий, банки художникам помогают, например Юнайтед банк. Восточный Казахстан хочет стать Меккой для туристов, здесь всегда будет спрос на фотографии у местных авторов, если издавать журнал типа «Туризм и природа Алтая» например, совместно с фирмой «Алтапресс». Только платить надо авторам соответственно.
- С чем или кем можно сравнить труд фотографа?
- Фотограф как снайпер, тоже может промазать и не снять то самое мгновение. Или снять нерезко. И причин может быть много – ветер подул или расстояние большое… Или аппаратура неподходящая.
Ведь фотография увлечение дорогое. Стоимость многих профессиональных камер даже без дополнительного оборудования равна стоимости хорошего автомобиля. Поэтому, у фотографа задача намного сложнее, чем у снайпера или охотника – надо, чтобы объект получился «живым» и, желательно резким. Кроме того, что очень важно, выразительным и художественным. При нажатии спусковой кнопки должны сочетаться многие факторы. Утку добыть из ружья легче, чем сфотографировать ее. Художник по памяти может нарисовать лошадь в красивом аллюре, а ты пойди и сними ее так же. Это не так просто. Вот я однажды сделал удачный и довольно редкий кадр – «Лошадиная любовь» (две лошади стоят, прикоснувшись друг к другу лбами) и он стал бестселлером. Его публиковали уже несколько раз, в том числе в книге «Природа Восточного Казахстана». Теперь эту фотографию копируют художники, не зная даже моего имени, перерисовывают из фотоальбома. Многие художники обращались ко мне за фотографиями и по ним рисовали картины, потому что сами не могут поймать фотокамерой ценные мгновенья.

- А еще есть редкие кадры?

Их немало. Бывают редкие кадры для автора лично, редкие кадры обычных животных, а бывают редкие кадры редких животных, растений или труднодоступных мест. Например, за много лет я сделал только два кадра бабочки Аполлона тянь-шанского, обитающего в высокогорьях этой горной системы. Они летают довольно вальяжно, но особо не подпускают к себе. Да еще ветер мешает сделать резкий кадр. Бабочка - это не обученная фотомодель и в природе не поставишь софиты. Можно ее легко снять в засушенном виде, но это будет совсем не то…

Фотоохотой это не назовёшь. Многих диких животных исключительно трудно запечатлеть. Их надо чаще всего долго выслеживать, учитывать условия освещения, глубину резкости и множество других важных факторов. Это труд сложнее работы любого снайпера. Но почему-то съемка манекенщиц для глянцевых журналов стоит, зачастую, много дороже.

Цветы многие трудно снимать, некоторые цветут недолго и только раз в год. А цветок каперсов, например только ночью, а с восходом увядает. Все это надо это знать и еще место, где они растут. Постановка света тоже важна при съемке цветов. Например, полуденный солнечный яркий свет совсем нехорош. Особенно при фотографировании белых, розовых и желтых цветов. Многогранно увеличились в настоящее время возможности фотографа вместе с развитием цифровых технологий. Появилась возможность дополнительной обработки снимка в Photoshop’e…, и вот в руках фотохудожника «цифра» становится картиной. Но нужно иметь художественный вкус и «не переборщить» с фильтрами и т.п. Вот это и называется искусство фотографии и оно по своей сложности и эмоциональному воздействию нисколько не уступает живописи. Да и оценивается сейчас в мире фотоискусство весьма высоко, особенно на аукционах типа Сотби или Кристи если, конечно, у автора есть имя.

«Я не очень верю, что искусству можно научиться, либо ты можешь это делать, либо нет», сказал английский фотограф Джон Фэнтон, друг нашего клоуна Вячеслава Полунина – помните его «Низз-зя-я», можно научиться технологиям компьютерной обработки изображений - есть такая пословица «и медведя можно научить кататься на мотоцикле», но талант дается Богом и к сожалению не всем.
У Олега Логинова издана замечательная книга- фотоальбом о снежном барсе «Ирбис-снежный барс»,которую он написал совместно со свей супругой Ириной Логиновой.

В 2004 году на День города в музее искусств состоялась его персональная фотовыставка, работы высоко оценили искусствоведы, прошла выставка в музее УМЗ, и фотокартины оценили члены мажилиса парламента, некоторые работы украсили потом их офисы. Была фотовыставка в ЮАР в Кейптауне. Ее помог организовать Дэвид Морган. И недавно в селе Черемшанка, где сегодня проживает фотохудожник, на творческом отчете села состоялась его маленькая фотовыставка в холле дома культуры. Фотографии Олега Логинова украшают многочисленные фотоальбомы о Восточном Казахстане. Его фотографии регулярно публикуются в местных газетах. И несколько лет назад он совместно с женой в популярном журнале «Лиза» ежемесячно выпускали разворот с материалами о природе восточного Казахстана в рубрике «Моя страна».

Супруги Логиновы несколько лет издавали красочную газету «природа в Вашем Доме», щедро проиллюстрированную фото Олега. И наконец, они открыли свой яркий сайт, посвященный снежному барсу www.slf.kz

Фотохудожник сейчас активно работает по проекту «Повышение потенциала ООПТ и участия местных общин в сохранении снежного барса и его местообитаний в Восточно-Казахстанской области» по Программе Малых Грантов Глобального Экологического Фонда, реализуемой через ПРООН в Казахстане. В этом проекте задействовано более 50 фотоловушек. Фотограф здесь выступает в роли эксперта. Фотоловушки установлены в горах Катон-Карагайского нацпарка.

А ведь еще будучи студентом Томского университета, Олег предлагал использовать фоторецепторы для дистанционной сьемки животных, он тогда уже думал об этом, и вот его мечта сбылась.

Фотографии диких животных, снятых фотоловушками можно увидеть на страничке Олега Логинова в Фэйсбуке https://www.facebook.com/pages/Snow-Leopard-Fund/286924478016585#_=_
Кроме того, Олег Логинов использует фотографию при исполнении своих
проектов по ландшафтному дизайну. https://www.facebook.com/pages/Landscape-Design/100209740167123?fref=ts
Олег Логинов награжден дипломами за победу в номинации «За зоркий глаз» в фотоконкурсе Город и люди», посвященного 20-летию Независимости республики Казахстан., проходившей в Риддере в 2011 году. И награжден Редакцией газеты «Лениногорская правда» за победу в фотоконкурсе, посвященном 225-летию Риддера и Дню конституции в номинации «Остановись, мгновение». Фотохудожник проводит большую общественную работу по экологическому воспитанию населения вместе со своей супругой.Как фотохудожнику ему помогает также его опыт в живописи.

     

Законы композиции одинаковые. Фотография – лучший подарок! Фотокартина в изящной раме – отличный подарок джентельмену и даме. Как известно, в прошлые времена лучшим подарком была книга, пишет в своей статье известный искусствовед из «Фотосоюза» Светлана Пожарская. Однако сегодня в век визуальной культуры модно и оригинально подарить на праздник, юбилей или на свадьбу классическую или современную фотографию в раме. Стоит такой подарок от 200 долларов и цена зависит от имени автора, размера и тиража, а художественная фотография в раме не может бесконечно размножаться на рынке и это гарантия ее ценности. Правда все это важно знать коллекционерам, знатокам и арт-дилерам, серьезным представителям арт-бизнеса. Неискушенному в искусстве покупателю имя фотохудожника мало что говорит. Покупателю нравится прежде всего сама работа.

Фотография более демократична и натуральнее в восприятии, чем картина., а некоторые так и говорят, что не хотят покупать картины, написанные маслом на холсте, потому что сфотографированный пейзаж смотрится реальнее и больше напоминает настоящую природу, чем рисованный. Что ж, о вкусах не спорят. А высокий технический и художественный уровень фотокартин действительно позволяет им на равных конкурировать с живописью, особенно если фотографию сделал фотограф-художник. Фотокартина уступает живописи лишь в стоимости, но не в эстетической ценности. И это тоже привлекает публику. Приобретение фотокартины в подарок становится уже обычным делом, надежным средством вложения денег и реальной поддержкой фотоискусства. Коллекционное фотографические агентства есть даже у арабских шейхов, которые ценят не только черное золото, но и информацию, которую хранят в себе фотоизображения.

Фотография – это важнейшее подразделение искусства!

Фотографическое произведение не может быть многотиражным и дешевым «ширпотребом». Помните времена, когда на наших стенах висели дешевые старенькие репродукции картин знаменитых художников «Незнакомка» Крамского и «Утро в сосновом лесу» Шишкина. Сегодня мы предпочитаем украшать свое жилье оригинальными вещами, а не полиграфической «массовкой», хотя впрочем, кому-то нравятся и дешевые китайские постеры. Опять-таки о вкусах не спорят. Каждому свое. Но деловые люди и люди со вкусом на Западе например, посещая своего потенциального партнера всегда обращают внимание на вкус хозяина, какие картины у него висят на стенах и главное – кто автор. Дорогие именитые произведения говорят о состоятельности и хорошем вкусе господина, а значит и в деле он не подведет и все будет на высшем уровне, как в искусстве, все четко и красиво, значит вы имеете дело с порядочным и умным человеком. Каждый президент имеет свою президентскую галерею и руководители регионов, которые подчиняются президентам, дарят в галерею работы лучших авторов. Обязательно при встречах с бизнес-элитой и гостями из-за рубежа, Президент приглашает в свою галерею. Под картинами обязательно размещается рекламка фирмы, которая сделала Президенту такой дорогой подарок. Это добавляет фирме и частным лицам известности и респектабельности. С такими организациями и гражданами, уважающими высокое искусство, всегда хотят иметь дело. В нашей области такой чести быть представленными в Президентской Галерее удостоены картины художника А. Степанова, а Мажилис высоко оценил фотокартины фотохудожника Олега Логинова. У Олега Логинова около 10 000 снимков, так или иначе связанных с Центральной Азией.
 

Ирина Ляпунова

 

Вверх