На главную страницу

 

    Неутомимый искатель

 

Идея создания книги воспоминаний о Сергее Урусевском – известном советском кинооператоре, художнике, фотомастере, чей вклад в развитие отечественного кинематографа сегодня трудно переоценить, родилась у фотографа из Усть-Каменогорска Игоря Григорьева давно, но все время что-то мешало приступить к работе, признался позже Игорь.


 По замыслу автора, это должен был стать труд, куда бы вошло как можно большее количество воспоминаний людей – современников Сергея Урусевского.

До этого в коммерческом издательстве «Алгоритм» (Москва) вышла книга «Сергей Урусевский с кинокамерой и за мольбертом» небольшим тиражом, но имевшая колоссальный успех у специалистов, искусствоведов, правда, не дошедшая по понятным причинам до провинции российской, не говоря уже до глубинки постсоветских государств.

Но как подступиться к такой глыбе, каким был и остается Сергей Павлович Урусевский – мастер трехмерного изображения и художественной пластики на экране? – вопрос для Григорьева был не из праздных.
 

Все решилось практически в одночасье. Как-то в праздник Победы в кинотеатре «Юбилейный» для фронтовиков и тружеников тыла организовали бесплатный показ фильма «Летят журавли». Боялись свободных мест, как никак, возраст, праздничная суета, на деле же вышло, что зал не вмещал всех желающих.

Ветераны выходили потрясенными, словно вновь пережили те далекие годы: знойный июнь 41-ого, последнюю мирную ночь, пронизывающий голос Левитана, очереди у военкомата… Юность, опаленная войной, уместилась в два часа кинопленки. Среди тех зрителей был и Игорь Григорьев. Из газет узнал о показе и пришел, чтобы встретиться с одним из самых неповторимых детищ великого оператора. Когда увидел плохо скрываемое волнение и слезы на глазах ветеранов, понял, что обязательно сделает задуманную книгу.
Но нужно было с чего-то начинать? Написал Алексею Баталову, Татьяне Самойловой. Ни Баталов, ни Самойлова не ответили. Написал в «Комсомольскую правду» в надежде на помощь. Увы, и «Комсомолка» ответила молчанием. Игорь не обижался на народных артистов и редакцию любимицы-газеты. Дефицит времени.

Его иной раз не хватает обычным домохозяйкам, не то, чтобы … Зацепкой, как показало время, самой существенной, стала случайно найденная фамилия некой И.Урусевской, профессора МГУ. Вдруг родственница?  Узнал сайт МГУ, телефон кафедры географии почв факультета почвоведения, где та работала. Оказалось, И. Урусевская – дочь Сергея Павловича – Инга Сергеевна. Растроганная тем, что в далеком, незнакомом Усть-Каменогорске кого-то волнует творческая судьба ее отца, более того, там решили создать книгу, пообещала ответить. Обещание Инга Сергеевна сдержала. Очень скоро Игорь получил бандероль и письмо.

В письме говорилось:

«Я полностью поддерживаю идею создания книги воспоминаний современников Урусевского и его творчества. Однако издать книгу в наше время очень трудно. Книга о моем отце, готовая к изданию, пролежала в издательстве «Искусство» 15 лет... Так как у вас нет возможности увидеть эту книгу, я посылаю вам ее в подарок. Думаю, она вам будет интересна. В 80-ых годах на Ленинградской студии документальных фильмов был снят фильм об Урусевском «Профессия – оператор» (реж.П.Коган).

Его несколько раз показывали по телевидению. Кроме того, по телевидению прошли две передачи на канале «Культура»: «ХХ век – в кадре и за кадром. С.Урусевский» и в цикле «Острова».
 

С уважением И.Урусевская.»
 

Письмо стало, своего рода, допингом для Игоря, которого в среде усть-каменогорской богемы знали как обычного парня, примечательного тем, что не всегда вписывался в рамки традиционного мышления, стремившего раздвинуть привычные границы стандартов. Придя в редакцию областной газеты «Рудный Алтай», с которой он сотрудничает уже давно в качестве внештатного фотокора, Игорь поделился планами по поводу будущего проекта. Я сделала вид, что разделяю настрой автора, хотя и подумалось, что книга об - Урусевском не более чем иллюзия художника-романтика. Правда, тогда же в областном Музее искусств в фондах пылились фотоработы Григорьева – портреты звезд театра и кино, побывавших с гастролями в Усть-Каменогорске, переданные музею совершенно бесплатно.
 

Одним словом, Игорь с головой ушел в работу над книгой. Большим подспорьем стал подарок Инги Сергеевны. Из книги, присланной ему в подарок, он узнал, с кем и в какое время пересекались пути мастера. Радовался каждому новому факту, имени, вызывая, у одних, возможно, недоумение, у других – скептицизм.

Это была погоня не за сенсацией и уж точно не за славой. Игорю хотелось напомнить всем о человеке, сумевшим синтезировать в творчестве изобразительное искусство, фотографию и киноискусство, автора собственного стиля, почерка. Кроме того, что Сергей Урусевский был мастером пластического кадра, и это все знают, он был еще и превосходным художником.

Жанры, в которых работал Урусевский, очень разнообразны. Это натюрморт, обнаженная натура, пейзаж, портрет. А. Баталов вспоминал: «Всякий раз, глядя на работы Сергея Павловича, казалось, что, прикасаясь кистью к холсту, Урусевский полностью вырывался из плена кино, свободно и до конца отдаваясь свободной стихии. На плоскости полотна он, прежде всего, искал те средства выразительности, которые свойственны и доступны именно этому роду искусства.

Потому и видение, и использование, скажем, перспективы в его картинах ничем не напоминают линейного, подсказанного оптикой или реальной архитектурой построения кадра, цветовые решения свободны от тех ограничений и комбинаций, которые неизбежно диктует сама технология производства пленки.

Ни в одной его работе не было и следа холодных ремесленных поделок или повторения эффектных приемов. И хотя достижения Урусевского-художника несоизмеримо скромнее того, что он как оператор, открыл и утвердил в кинематографе, я думаю, именно живопись, именно этот первое призвание определило все его последующие творческие устремления в кино.»
«За то время, что пропадал в библиотеках, книгохранилищах, Интернете, я столько литературы «перелопатил». Сам себе удивляюсь. Но труды мои не были напрасными уже потому, что каждая книга таила открытие. Самое может быть незначительное. Когда же удавалось найти воспоминания, посвященные не вскользь, а именно об Урусевском, душа ликовала. Я очень признателен за поддержку коллективам областной библиотеки имени А. С. Пушкина и коллективу Центральной городской библиотеки Усть-Каменогорска. Ведь ничего не стоило им отказать мне, столько времени уходило порой на то, чтобы найти нужную подшивку, какое-то определенное издание. Но меня поняли, помогли. Благодарность эту я пронесу в своем сердце,» – сказал Игорь.
- Когда-то я мало верила, что из затеи Игоря Григорьева что-то может получиться. Сегодня я другого мнения. Провинциальный фотограф сделал попытку не только исследовать для себя, но обобщить тот колоссальный материал, что был наработан за годы творческой деятельности и после смерти мастера его современниками: артистами, художниками, режиссерами, операторами, кинокритиками, искусствоведами с мировым именем. Игорю это удалось, можно констатировать смело.
 

Лариса Поломошнова

 

   «И МАСТЕРСТВО, И ВДОХНОВЕНЬЕ»

Вышла в свет книга усть-каменогорского фотохудожника Игоря Григорьева «И мастерство, и вдохновенье», представляющая собой сборник воспоминаний деятелей культуры о выдающемся кинооператоре Сергее Павловиче Урусевском, снявшем в советское время фильмы, ставшие историей и гордостью нашего кинематографа:

 

«Сельская учительница», «Алитет уходит в горы», «Кавалер Золотой Звезды», «Сорок первый», «Летят журавли», «Бег иноходца» и многие другие.
Идея создания книги родилась у Игоря Григорьева давно. Осознавая непреходящую значимость творческого наследия С. П. Урусевского, ему захотелось напомнить всем об этом авторе уникального собственного стиля, сумевшем синтезировать в творчестве изобразительное искусство, фотографию и киноискусство.

До этого в Московском издательстве «Алгоритм» небольшим тиражом вышла книга «Сергей Урусевский с кинокамерой и за мольбертом», имевшая колоссальный успех у искусствоведов. Но по понятным причинам издание не дошло даже до российской провинции, и уж тем более - постсоветских государств.

И все же эта книга попала в руки Игорю - в качестве подарка от дочери Урусевского Инги Сергеевны, с которой он вступил в переписку в преддверии создания своего сборника. Из этого ценного источника автор почерпнул информацию о том, с кем и в какое время пересекались пути Урусевского.
Книга «И мастерство, и вдохновенье» представляет собой собрание очерков, статей и воспоминаний о совместной работе с Урусевским более 30-ти авторов - известных журналистов, киноведов и мастеров экрана, среди которых Чингиз Айтматов, Олег Стриженов, Григорий Чухрай, Вера Марецкая, Алексей Баталов, Татьяна Самойлова, Иннокентий Смоктуновский и многие другие.

Этот сборник представляет интерес не только для профессионалов, но и для широкого круга любителей кино.
В работе над книгой Игорю Григорьеву оказали помощь ВК Областная библиотека им. А. С. Пушкина и Центральная городская библиотека Усть-Каменогорска. Издание было подготовлено и рекомендовано к печати Восточно-Казахстанским областным Музеем Искусств, руководство которого видит необходимость продолжить начатую И. Григорьевым работу и собрать подобный материал о других известных мастерах кино, в том числе и наших, казахстанских.
К слову, не только книгой воспоминаний почтил память своего знаменитого коллеги Игорь Григорьев - 95-летию со дня рождения Урусевского он посвятил открытие своего сайта «Культура ВКО» (http://kulturavko.kz), где можно найти информацию о творчестве наших писателей и поэтов, о культурной жизни Облдрамтеатра им. Жамбыла, городских и областных музеев и библиотек. Сборник «И мастерство, и вдохновенье» можно приобрести в магазине «Дом книги Касыма Кайсенова».
 

ХРИСТИНА ДОРОШЕНКО. Июль 2008 год.

 


     Новая книга о выдающемся кинооператоре XX века

 

В издательстве «Медиа-Альянс» вышла в свет книга Восточно-Казахстанского автора Игоря Григорьева «И мастерство и вдохновенье...», посвященная воспоминаниям современников о всемирно признанном киноператоре Сергее Павловиче Урусевском (1908-1974). Автор книги профессиональный фотограф, экспонент персональных выставок, увлекается историей кино с юности. Толчком к созданию книги стал знаменательный показ кинофильма «Летят журавли» в постсоветский период в кинотеатре «Юбилейный».

Тогда убеленные сединою ветераны Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и молодежь, не знавшая войн, в переполненном кинозале были единодушно потрясены гениальным фильмом, одним из авторов которого был Урусевский. Если формально подойти к новоизданной книге, то книга далека от местной и республиканской тематики.

Но это только на поверхностный, обывательский взгляд. На лучших фильмах кинооператора Урусевского, таких как «Сорок первый» и «Летят журавли» выросло и воспиталось несколько послевоенных поколений казахстанцев. Операторское искусство Сергея Урусевского высоко ценили актеры и режиссеры киностудии «Казахфильм» и в частности ее руководитель Шакен Айманов, поэтому его творчество является неотъемлемой частью нашей общей современной культуры.
Можно искренне поздравить автора составителя сборника воспоминаний, дерзнувшего издать эту книгу за свой счет, несмотря на практически полное отсутствие какой-либо поддержки и вопреки довлеющему скепсису всякого рода рецензентов.

Не успев выйти из печати, книга Григорьева попала в регистр библиографических редкостей, не столько в силу мизерного тиража и места издания, но больше от того, что представляет первый наиболее полный свод воспоминаний о великом кинооператоре XX века.  Издание сразу же вошло в перечень Международной интернет-энциклопедии.
 

Прохор ЧЕРНИК. Вестник культуры № 7. 2008г.

 

   «И Мастерство, и Вдохновенье…»,


Или до чего может довести горячее увлечение?

 

Книжные прилавки областного центра, библиотечные и музейные фонды, архив пополнило новое издание - книга нашего земляка Игоря Григорьева «И мастерство, и вдохновенье. Кинооператор Сергей Урусевский в воспоминаниях современников». Ее выход в свет автор приурочил к 100-летнему юбилею героя.


 

    «Татьяна Евгеньевна Самойлова моей книгой осталась довольна»

 

Книга И. Григорьева вызвала неожиданный резонанс. И не только среди усть-каменогорских читателей. Свой отклик в телефонном разговоре с автором высказала Татьяна Самойлова, сыгравшая главную роль в фильме «Летят журавли».
- Она поинтересовалась, где я достал столь богатейший материал, - рассказывает И. Григорьев. - Удивилась, что в Казахстане, в провинциальном Усть-Каменогорске, а не на родине Сергея Павловича, в Санкт-Петербурге, вышло издание о нем. После всех расспросов призналась, что книгой осталась довольна.
Материалы были собраны еще в 2002 году. Игорь Григорьев выступил и в качестве редактора, корректора, архивиста и просто как «жадный» собиратель сведений о своем кумире.
Прежде чем отправить книгу в издательство, он показал рукопись дочери Урусевского.
...Однажды, пролистывая журнал «Искусство кино» за 1984-85 годы, Игорь Анатольевич случайно наткнулся на статью, подписанную И. С. Урусевской. Заинтересовался, кто бы мог Это быть? Через Интернет узнал, что она работает в МГУ. Позвонил на кафедру... У них завязалась теплая переписка. Во многом благодаря моральной поддержке Инги Сергеевны И. Григорьев и завершил работу над книгой, издал ее. Она писала автору: «Вы собрали большой интересный материал, опубликованный в разное время и в разных изданиях. Он мне, за редким исключением, знаком. Но для широкого круга зрителей, любителей кино это важно и интересно... Рада, что ваши многолетние усилия не прошли даром, и вы преподносите такой замечательный подарок к столетию со дня рождения моего отца». В переписке Инга Сергеевна признается, что никто до нашего земляка так полно и дотошно не собирал материал о творчестве ее отца. В знак признательности она прислала в подарок автору ранее выходившую книгу о кинооператоре «Сергей Урусевский с кинокамерой и за мольбертом».


      Неутомимый искатель

 

...1998 год. Усть-Каменогорск накануне Дня Победы. В кинотеатре «Юбилейный» бесплатный показ фильма «Летят журавли». Не протолкнуться. Люди «облюбовали» каждый свободный клочок зрительного зала. На их лицах богатый спектр эмоций - слезы, немой вопль души. И у всех - глубокое проникновение в сюжет фильма через объектив «эмоциональной камеры» оператора Урусевского. Заостренным взглядом фотографа Игорь Григорьев следит за происходящим на экране и в зрительном зале.

Восхищается силой киноискусства и мастерством оператора. Тогда же в его душе зарождаются ростки будущего замысла...

По воле случая у фотохудожника из Усть-Каменогорска в этот период наступает творческая пауза. Его работы не выставляются.

Он мог бы впасть в депрессию, но... Однажды, в очередной раз решая посмотреть фильм «Летят журавли», вспоминает о давно зреющей в его душе задумке. А потом неустанно работает, раскрывая в себе талант неутомимого, одержимого идеей искателя. Первые свои находки он помещает на сайте, который сам же и создал.
- Это был не просто сбор материалов, но и аккуратная их обработка, - делится Игорь Анатольевич.  Всего в книге около тридцати авторов. Среди них: Г. Чухрай, А. Баталов, Т. Самойлова, Г. Шпаликов и многие другие.

Что касается названия книги, в том же журнале «Искусство кино», в одном из номеров 1980 года начался цикл публикаций под названием «И мастерство, и вдохновенье...». Григорьев сохранил заголовок и завершил начатый когда-то женой Урусевского цикл в виде книги.

Свою лепту внесла и Инга Сергеевна: она предоставила для иллюстрации фотографию отца из семейного архива.
Сегодня, даже после выхода издания, Игорь Анатольевич не успокоился: ищет, отслеживает любую информацию, которая бы могла пролить новый свет на жизнь и творчество своего кумира.
Интересно, что досконально изученное творчество Сергея Павловича сказалось непосредственно и на авторе книги. Фотоколлекция нашего земляка пополнилась снимками нового видения, стиля. Он привнес в женские фотопортреты дымку загадочности и очарования. В чем секрет - Игорь Анатолиевич не скрывает, потому как такой прием уже использовал в свое время его кумир.
- Просто на объектив надевается капроновый чулок - эффект от этого потрясающий...
 

Дарья ШАВЛЕВА
Областная газета Рудный Алтай ( Август 2008г.)



 

           « И мастерство, и вдохновенье...»


В уютной гостиной центральной городской библиотеки 7 ноября состоялась презентация книги «И мастерство, и вдохновенье...», составителем которой является И.А. Григорьев. На встречу собрались его друзья из библиотек города, музеев, журналисты из газеты «Алма ВК».
Игорь Анатольевич долго и кропотливо работал над этим сборни­ком статей и воспоминаний о замечательном кинооператоре С.П.Урусевском, снявшем фильмы, ставшие теперь киноклассикой, «Летят журавли», «Сорок первый», «Сельская учительница» и другие. Очень скрупулезно отбирал материалы для книги, многое взято из фондов нашей библиотеки. Неотъемлемым спутником Игоря стал Интернет, откуда он почерпнул немало интересного о С.П.Урусевском. Очень приятно было читать, собранные воедино воспоминания таких людей, как А.Баталов, Т.Самойлова, О.Стриженов, В.Розов, Ч.Айтматов. Призентация книги это и презентация её составителя, И.А. Григорьева, показавшего себя не только человеком способным найти интересные материалы, но и обобщить их и предоставить для пользования широким массам интересующихся людей. Был представлен сайт
http://kulturavko.kz над которым Григорьев работал совместно с сотрудниками Интернет-класса центральной городской библиотеки Е.Прасоловым и В.Камневым. На презентации прозвучали поздравления и приветствия в честь И.А. Григорьева, вот одно из них:

 

       «Называют тебя «Неутомимый искатель»
           И действительно ты неутомим.
           Столько хорошего собрано в книге
Спасибо за то, что ты одержим,

Спасибо за память актеров ушедших,
За то, что ты их мастерство оценил,  

Баталов, Самойлова
 Великолепно сыграли
Их герои вечно живы,
И летят журавли над Москвой Златоглавой,
И в памяти нашей «Летят журавли».



 

Лидия Миронова, Абонемент ЦГБ 2008 г.

 

   

   Факты неравнодушной жизни

 

7 ноября 2008 года в Центральной городской библиотеке прошла презентация новой книги известного в нашем городе фотохудожника Игоря Анатольевича Григорьева. Сборник эксклюзивных воспоминаний знаменитых актеров и деятелей советско-российского кинематографа о замечательном операторе Сергее Урусевском «И мастерство, и вдохновенье» - плод многолетнего кропотливого труда, творческого подвижничества составителя.

 

Не книгу презентовал собравшимся Игорь Григорьев, а значительный пласт своей жизни. Никто не заставлял вполне успешного, самодостаточного в своих рамках фотохудожника выйти из границ собственной профессии и сделать то, что за пятьдесят с лишним лет не удосужился сделать никто в советском и постсоветском киноведении: голосами современников оживить, нарисовать образ замечательного мастера, подарившего нам фильм «Летят журавли» Наш, восточно-казахстанский фотограф Игорь Григорьев, давно заметивший такую несправедливость, не забыл и продолжал помнить. По мнению выступившего на презентации научного сотрудника ВК Областного этнографического музея. П. Н. Сушко, «пройдет время - и Игорь Анатольевич поймет, какой бесценный подарок он сделал людям.

Как быстро мы умеем забывать о том, кого по праву можно назвать великим человеком, Мастером! Книга, составленная Игорем Григорьевым, - это факт неравнодушной жизни. Если бы люди вот так же почаще не замыкались в рамках своей профессии!»
Другой факт «неравнодушной жизни» фотографа Игоря Григорьева был презентован в тот же вечер - открытый им лично (опять же, без чьей-то подсказки) сайт
http://kulturavko.kz
 .  

На страницах сайта, как следует из названия, размещается вся информация о культуре, искусстве нашего края: новости культурной жизни ВКО, очерки о региональных писателях, поэтах, художниках, премьерные рецензии и афиша Облдрамтеатра им. Жамбыла, история создания ведущих музеев Усть-Каменогорска и презентация музейных экспозиций, рассказ о звездах кино и театра, гостивших в нашем городе и т.д..
Будем надеяться, что и книга, и сайт будут должным обра­зом замечены культурной общественностью нашего региона и получат заслуженное одобрение и популярность.

 

ВЛАДИМИР ЩЕГЛОВ. (газета «Алма ВК») 2008 год

 

Вверх