На главную страницу

 

 

 

Курдакова Юлия Евгеньевна, художник-график, филолог, сотрудник Восточно-Казахстанского этнографического музея, участница многочисленных региональных и республиканских выставок, живёт в г. Усть-Каменогорске.
Иллюстрирует книги сказок, стихов, стремясь создать не просто иллюстративный адекват тексту, но вполне самостоятельные циклы-композиции. Коллекции её графических работ находятся в фондах городского Музея искусств и этнографического музея.

 

 

    РОЖДЕНИЕ БАБОЧКИ ИЛИ МЕТАМИРЫ ЮЛИИ КУРДАКОВОЙ.


Что является главным в графике? «Конечно же, рисунок»-скажете вы и будете абсолютно правы.

Но, рисунок, в свою очередь, может быть создан с помощью различных приёмов и методов-штрихов, точек, растушёвок, на контрасте света и тени, или, напротив, - на мягких тональных переходах...
Да, средств художественной выразительности в графике великое множество! Но, пожалуй, самым главным в рисунке -является линия.

С помощью одних только линий, трактованных в разных вариациях, можно создать законченное произведение искусства. Вспомните, какие шедевры создавали мастера эпохи возрождения в технике линейного рисунка: анатомические и натурные зарисовки Леонардо да Винчи и Микеланджелло. иллюстрации к «Божественной комедии» Сандро Ботичелли... А какие восхитительные импровизированные линейные рисунки. оставил на полях своих рукописей А.С. Пушкин!
Именно линия - летящая и воздушная, лёгкая и прихотливая струящаяся и ниспадающая - является главным достоинством графических работ Юлии Курдаковой, которую смело можно назвать виртуозом в области линейного рисунка.
 

Ак-Баур                                                          Аристей                                                          Ульба

Несмотря на молодость, профессиональный стаж художницы насчитывает уже более 30 лет. Рисовать Юля начала очень рано, с 2-х летнего возраста. И сразу проявилась её любовь к графике, выраженная, в первую очередь, в выборе изобразительных материалов: простого карандаша, перовой и шариковой ручки.
Наставником в творчестве и примером потрясающей работоспособности стал для Юли отец, известный поэт, литератор Евгений Васильевич Курдаков, который был наделён еще незаурядным даром художника.

В мастерской отца, занимавшегося резьбой по дереву и корнепластикой, и начала делать свои первые шаги в искусстве юная художница.
С детства Юля любила изображать людей, жанровые забавные сценки, запечатлевать интересные моменты детских игр, которые она наблюдала в собственном дворе. Множество таких рисунков составили серию детских работ и набросков художницы под названием «Наш двор».
Первые персональные выставки графических работ Юлии Курдаковой состоялись уже в годы учебы в детской художественной школе, в начале 1980-х годов. После Усть-Каменогорска и Алматы рисунки Юли были удостоены внимания на выставке во Всесоюзном детском пионерском лагере «Артек», путевкой в который была награждена талантливая усть-каменогорская школьница. В 1998 году графические работы Ю. Курдаковой участвовали в выставке-презентации творчества художников и мастеров ДПИ г. Усть-Каменогорска в Астане.
Рисунки Юлии населяют и вымышленные персонажи, созданные богатой фантазией художницы, и трогательные, непосредственные реальные герои, взятые из жизненных наблюдений. Юля, как человек художественно одаренный, тонко чувствует и по-особому трепетно и поэтично воспринимает окружающий нас мир.

Вещи, над которыми обычный человек в суетности нашей жизни не задумывается и не придаёт им особого значения, приобретают в её работах глубокий философский смысл и вместе с тем имеют определенную романтическую окраску.
Например, как в рисунке с помощью линий можно передать такое таинство как превращение девочки-подростка в прекрасную девушку? Художница находит поистине гениальное решение образа - через аллегорию, через очень тонкое и , поэтическое сравнение.

Рождение женщины - это такое же чудо
как распускающийся из бутона цветок или превращение гусеницы в бабочку - легкую, изящную, неуловимую. «Рождение бабочки» - так названа одна из самых замечательных и трогательных работ Юлии Курдаковой.

В ней, как нельзя более выразительно, с помощью воздушных, летящих и трепетных линий передано волнующее таинство природы.
Говоря о работах Юлии Курдаковой, необходимо отметить одну характерную деталь, о которой писал отец художницы Е.В. Курдаков: «... творчество Юлии по своему эмоциональному воздействию приближено более к музыке, нежели графике. Может быть, поэтому в отношении её творчества'более уместны не художественные, а музыкальные термины, где. например. циклы могли бы смело называться сюитами, ... а отдельные рисунки - инструментальными пьесами».
Одна из Юлиных графических сюит посвящена сказочным и фантастическим персонажам: «Сказки болотного царя». «Встреча», «Месяц»; другая — героям литературных произведений, в основном авторов-классиков: «Пастушка и Трубочист», «Ромео и Джульетта» и др.

Образы шекспировских влюбленных решены в лаконичной и выразительной форме: в диагональной композиции изображения Ромео и Джульетты мягкими, певучими линиями сливаются в единое, неразрывное целое. Чувствуется некоторая недосказанность, оставлено много свободной плоскости листа.
Большая часть работ художницы посвящена женским образам. Некоторые из них, такие как «Рождение бабочки», можно назвать сказочно-фантастическими, метафорическими. Яркий, характерный женский образ, полный загадочности и очарования, создан в великолепном графическом листе под названием «Мимоза».

 

   

Марьин Утес                           Зайсан, родина Павла Васильева                            Березки  

                                                                           

Перед нами образ «девушки из высшего общества» - изысканной, утонченной, интеллектуалки и кокетки одновременно.

Она, действительно, напоминает своим внешним видом и манерами нежное и капризное растение мимозу.
Новый, оригинальный подход в решении композиции наблюдается в работе «Отражение в витрине».

Среди крупного шрифта рекламной информации, геометрических фигур, собранных в абстрактной композиции, мы встречаем огромные, по-детски чистые и ясные глаза девочки-подростка. Очаровывает её доверчивый, немного робкий и недоумевающий взгляд, сбившиеся пышные волосы. Поневоле начинаешь задумываться над тем, что в нашем современном мире высоких технологий и рыночной экономики, где одно из главных мест занимает реклама, заполонившая экраны телевизоров, страницы газет и витрины магазинов, затерянными и незаметными стали сами люди, с их неповторимыми лицами, характерами и судьбами.
У художницы сложился свой круг тем, где повторяются любимые, но появляются и новые.

К последним относится серия работ под названием «Арлекиниада». Главное, что привлекло Юлию в жанре циркового искусства, - это пластика форм, движение, превращение. Персонажи цирка, клоуны предстают в самых разных ипостасях: на велосипеде, под зонтиком, с шарами. Их изображения утопают в свете прожекторов, в бликах солнечных зайчиков и, неизвестно откуда взявшихся, порхающих бабочках.

Художница использует в этих работах свой любимый композиционный приём - изображение со спины, сзади. Персонажи, "словно, убегают от нас, маня за собой в неизведанную даль...


Елена РОМАНОВА


 

Вверх