На главную страницу

 

Страницы [1] [2] [3] [4]

 

Тайны души художника

 

Почувствовать легкое дыхание весны и окунуться в атмосферу вдохновения в канун Международного женского дня могут жители Усть-Каменогорска, посетив персональную выставку восточно-казахстанского художника Сергея Шупляка.

Сергей Шупляк является членом Союза художников СССР и Казахстана, участником международных выставок в Германии, Италии, Болгарии, России. Его творчество отличается особым талантом воспроизводить ассоциации на картине. Как он сам признается, работать с ассоциациями – это выражать не то, что видишь, а те образы, которые возникают в сознании.

На вернисаже «Приглашаю в свою мастерскую» представлено около 40 работ, выполненных в различных направлениях и техниках: масло, акрил, графика, горячий батик и гобелен, так или иначе раскрывающих тайны души мастера и того места, где он создает свои шедевры.

– Что такое мастерская для художника? – задался вопросом Сергей Шупляк. – Это место, где он может быть самим собой, один на один со своими мыслями и мечтами об искусстве. Рядом с ним любимые альбомы, журналы, все то, что сопутствует творческой ауре.

Как поэты посвящают стихи возлюбленным, так Сергей Петрович посвятил серию работ «Мастерская художника» своему творческому уголку. При этом он не просто воссоздал интерьер помещения и царящую там атмосферу, а показал, в каких образах к нему приходит вдохновение. В то же время сохранил некую загадку, предоставляя зрителю возможность кистью или карандашом внести свои штрихи.

– Каждый, кто увидит картину, может ее дорисовать в воображении, – отметил он. – Например, работа «Посвящение женщинам», на которой в технике гобелена изображена женская фигура, а лицо уведено в тень, его не видно. Я даю намек, а остальное додумает зритель.

     

Так, на полотнах Сергея Шупляка всплывают альбомы, книги, названия итальянских издательств, все то, что открывает ему мир искусства.

Как признается художник, он создает эмоциональный тонус для человека, который увидит его картины: где-то кусочком покажет название, краешком – гравюру, где-то промелькнет книга по искусству и т. д. Конечно, лейтмотивом творчества служит женский образ, который воссоздан практически в каждой работе. Ввиду того, что открытие выставки прошло накануне Международного женского дня, она овеяна нежностью весны, любви и красоты. – На одной из работ изображена известная в свое время испанская актриса Мария Мендес, – сказал Сергей Петрович. – Я нарисовал ее в своей мастерской как эталон, как пример женской красоты.
 

   

Соседствуют нежный «Портрет девушки», загадочная «Дама в шляпе», оригинальный «Натюрморт с женским портретом». Особого внимания заслуживают картины, выполненные в стиле графики: «Фигура в движении», «Сидящая женская фигура», «Стоящая фигура» и другие. Кода смотришь на них, захватывает дух, чувствуешь звук каждого движения и легкое дыхание муз.

 

– Диву даешься, как от замысла возникает шедевр, – поделилась впечатлениями заведующая методическим отделом Центральной городской библиотеки им. О. Бокея Ирина Каланчина. – Меня потрясают его работы, выполненные в стиле горячего батика и гобелена. «Посвящение женщинам» – это шедевр. Преклоняюсь перед талантом удивительного художника и мастера и горжусь тем, что его работы выставлены в нашей библиотеке. Выставка «Приглашаю в свою мастерскую» продлится до конца апреля. Любой желающий может посетить ее по адресу: Центральная городская библиотека им. О. Бокея, набережная Е. П. Славского, 22.

 

Татьяна Кравченко. Дмитрий Франчук.

Источник: Областная газета Рудный Алтай 2020 год.

 

 


Художник Сергей Шупляк пригласил жителей Усть-Каменогорска в свою мастерскую

 

Мастерская для художника – это место, где он может быть один на один со своими мыслями, творческими задумками, альбомами любимых художников и любимыми книгами, – пояснил Шупляк. – В своих работах я попытался передать что-то наподобие той ауры творчества, которую всегда пытался создать в своих мастерских.В 26 лет Шупляк поступил в Московский текстильный институт им. Алексея Косыгина, окончил факультет прикладного искусства и изначально специализировался на гобелене и батике. Серьезно занимался живописью, позже увлекся графикой.

   

Широкая публика заговорила о Шупляке после выставки его графических работ «Мистерии Мастера» по мотивам романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Тогда некоторые искусствоведы сделали вывод, что художник поднялся над традиционной графикой и дотянулся до уровня фрески.
Позже Шупляк сделал еще один запоминающийся графический проект, посвященный роковым женщинам, родившимся, как и он сам, под знаком Скорпион. Большая часть работ из того цикла представлена и на новой выставке.
 

Автор: Андрей КРАТЕНКО.  Усть-Каменогорск. 2020 год.

 


 

 

ГЛАВНОЕ ПРИЗВАНИЕ

 

Мне довелось видеть, как работает художник Сергей Шупляк. Работа художника - это, прежде всего, неблагодарный черный труд.  Он пишет картину и, когда она уже закончена, замечает вдруг в ней какой-то изъян и начинает писать заново и так по нескольку раз. Так может поступать только очень требовательный к себе ху­дожник. Мне знакомы «муки» творчества, пишу рассказы, статьи, стихи не один десяток лет. Иногда всё сразу выходит хорошо, но это редко. В основном приходится писать, зачеркивать, вычеркивать и перечеркивать, дописывать и переписывать заново. Но это всего лишь бумага, которая, как известно, все «стерпит». Поэтому черновая работа художника - это колоссальный, выматывающий физический и душевный труд.

Родился Сергей Шупляк в октябре 1953 г. в г. Алма-Ате. Затем семья пере­ехала в г. Усть-Каменогорск. Почти всю жизнь он прожил в Казахстане, даже когда учился в Москве, его всегда тянуло домой в родной Усть-Каменогорск.

    

Лариса Евдокименко                                        Портрет Лены Изотовой


Путь в профессиональное искусство у Сергея оказался довольно долгим. Вот как он говорит о себе: «Рисовать я любил и рисовал всегда, но не придавал этому серьёзного значения, для меня это была игра. Интересная, но всё же игра».
Во Дворце пионеров работала тогда ИЗО - студия и Сергей несколько лет по­сещал занятия на этой студии. Руководил студией художник, опытный педагог Годовский Ефим Наумович. Сергей до сих пор вспоминает с благодарностью своего учи­теля, который открыл ему мир Искусства. Многие из учеников Годовского Е.Н. стали профессиональными художниками: это Александр Климов, Марат Джунусов, Виктор Псарёв (ныне Народный художник России, академик), Анатолий Щур, Леонид Зайцев, Орлова Татьяна, братья Козаковы и многие другие.
    


К сожалению, Сергей Шупляк долго не воспринимал свое увлечение искусством всерьез. В 1968 году поступает он в индустриальный техникум и успешно за­канчивает его. Одну из своих выставок организует он в 2000 году в помещении Восточно - Казахстанского политехнического колледжа, а в годы учебы Сергея это учебное заведение называлось индустриальным техникумом. Вот и выставку он называет так: «Визит в Alma Mater». «Эта выставка - знак признательности дорогому учебному заведению, давшему мне путевку в жизнь», - говорит Сергей.

Только после службы в армии понял Сергей, что главное его призвание - это рисование. И он поступает в Московский технический институт прикладного искусства, где по окончании его стал художни­ком декоративно - прикладного направле­ния, художником по гобелену прежде всего... «Все остальные виды моей творческой деятельности - это всего лишь желание попробовать себя в других областях искусства», - говорит о себе Сергей. И он пробует себя в графических работах, живописи - все подвластно его удивительным, талантливым рукам! Но, прежде всего он - художник по гобелену, необходимо было утверждать себя среди художников по своему профилю.
Так, весной 1986 года начал он свою работу над большим гобеленом, посвященном истории г. Усть-Каменогорска. Свою работу он назвал так: «Крепость Усть - Каменогорская 1720 год» - это подарок городу, в котором вырос Сергей Шупляк.

"Мастер и Маргарита"


   

Маргарита                                    Гелла перед Римским                                            Пилат

 

В тяжелые перестроечные годы, когда в «Доме художника» бурлил китайский базар, а вместо мастерских - оптовые магазинчики, он ценой невероятных усилий организовал выставку «Мистерии Мастера» по мотивам романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Выставка прошла в фойе библиотеки им. Пушкина. Не было никаких спонсоров, не было и покупателей. Было единственное - чистое творчество и желание показать его публике. По сути это был художнический подвиг.
Нынешняя выставка - это восьмая персональная выставка заслуженного художника. 30 мая 1991 года его приняли в члены Союза художников СССР, в 1992 году перерегистрирован в члены Союза художников Казахстана. Его творческая деятельность отразилась во многих выставках, в том числе и международных, в 1983 году в Западном Берлине, в 1985 году в Италии и Болгарии. Кроме того, еще были четыре Республиканские выставки в  г. Алматы и г. Астане.

Все книги отзывов пестрят восторженными откликами. «Выставка удивительна! Впервые приходится видеть такого уникального художника, как Вы, Сергей Петрович - сколько талантов в одном человеке! Слава Богу, что не перевелись на нашей земле великие Мастера. Спасибо», - это одно из высказываний по поводу работ, представленных на выставке.

Я много лет знаю семью Сергея Шупляка, знала его родителей - образованных и умных людей.Отца его Петра Никитича, очень доброго и отзывчивого человека, мать Сергея Валентину Гавриловну - большую оптимистку и справедливого человека. Они вырастили и воспитали пятерых одаренных и талантливых детей, всем дали образование, хотя время было далеко не легкое. Сергея я помню с того времени, когда он учился в индустриальном техникуме. Я помню его жизнерадостным, красивым юношей. В их семье царила атмосфера любви и доброты, все хорошо учились, занимались любимым делом. Звучала музыка - это сестра Нина играла на фортепиано, отец рисовал.
Я до сих пор помню его графические работы, это он вложил в руки сына волшебную кисть и карандаш.   

И еще, пожалуй, самое главное, они всегда помогали друг другу во всем. Когда Сергей учился в Москве, его поддерживал материально старший брат Владимир, родители к тому времени были уже на пенсии. Последняя его выставка - юбилейная, она включает в себя работы разных лет. Она буквально ошеломила, удивила и растрогала меня. Мне  казалось, что я знаю Сергея Шупляка, а тут, после посещения выставки, я впервые осознала, как велик его талант.
Как-то в разговоре я задала Сергею такой вопрос: «Есть мнение, что слишком страстная любовь к искусству может погубить произведе­ние художника, что ты думаешь по этому поводу?»

Сергей ответил: «Да, мне известно об этом, существует та невидимая грань, за которую переходить опасно. Так, когда музыкант пытается воспроизвести ангельскую музыку, люди перестают понимать его, ибо отходит от природы. Тогда о музыканте говорят, что он «заигрался». Так и художник не должен слишком страстно любить искусство, эта страсть ослабляет его силы, его воображение. Но я чувствую в себе огромный потенциал, мне хочется работать и работать, то есть творить.
 

Нина Медведева. 2008 год. 
 

 

Вверх