На главную страницу

 

Страницы [1] [2] [3]

 

 По сказкам Андерсена

 

«Дороги, которые нас выбирают» - под таким названием в Восточно-Казахстанском музее искусств открылась выставка работ супругов Сергея Щупляка и Ольги Шишовой.

Ассоциативность названия экс­позиции с одной из новелл О. Генри, по словам супругов, не случайна. «Дело не в дороге, которую мы выбираем, - говорит Сергей Петрович, - а в том, что внутри нас заставляет выбирать ту или иную дорогу».

Что же движет самим художником - об этом красноречиво «рассказывают» представленные на выставке работы. Они выполнены в разнообразных техниках: гобелен, батик, масло, различные виды графики. Они же - живые свидетели основных вех, поисков и озарений художника за многие годы творчества.

Сергея Петровича не прельщает реальный мир. И он создает свой, мечтательный, в котором есть место и героям сказок Г. X. Андерсена, и персонажам фан­тастических новелл Р. Брэдбери, и выдуманным образам чувственных и загадочных женщин.

Последние его монументальные работы «Паломник» и «На пути к вере» - своеобразный итог жизненного  и  творческого  пути автора, не променявшего свое бес­покойное бытие художника на материальные блага. Привносит равновесие в семейный и творческий дуэт Ольга Шишова. Ее милые и забавные фигурки, выполненные из слоеного теста, керамики, рога, капа, излучают теплую ауру.

Дарья Шавлева. 2012 год.

 

Выбор своей дороги

В ВК областном Музее искусств новая выставка работ двух хорошо известных устькаменогорцам

художников - Сергея Шупляка и его супруги Ольги Шишовой.

Название выставки «Дороги, которые нас выбирают»- кажется неудачным, если иметь в виду самих авторов: ни Ольга, ни Сергей по творчеству и по жизни не отно­сятся к ведомым. С поправкой на дар свыше, на гены (Ольга-дочь известного художника Бориса Шишова), на благоволение Судьбы, на предсказуемость творческого озарения, свои творческие и жизненные пути-дороги они выбрали самостоятельно, активно движутся по ним с параллельных сопрягающихся пространствах.

Скорее всего, название выставки дань излюбленной манере Шупляка смешивать реальное и мистическое, очелове­чивать окружающее пространство, наполнять его объемными образами. Может быть, поэтому Шупляку так интересно было иллюстрировать книги Михаила Булгакова, фантаста Рэя Бредбери, а в представленной на этой выставке экспозиции малой пластики Ольги Шишовой преобладают и особенно запоминаются скульптурки «неведомых зверушек», полуфантастических чудиков. Нарочитая декоративность, условность этих скульптур -часть замысла, призванного тормошить воображение зрителя, заставить одновременно увидеть конкретное и необычное.

Сложная многообразность, многофигурность замысла подталкивает мастера к эклектичности средства выражения, к овладению несколькими техниками.

Если для иллюстрации прозы Бредбери больше подходят достоинства графики в сдер­жанных тонаха для сказок Андерсена яркая праздничная, по-детски нежная акварельность батика, то для авторских философских полотен Шуплен выбирает излюбленный гобелен.

И в то же время две совсем новые большие картины «Палом­ник» и «На пути к вере» написаны маслом. Эти два панорамных полотна - две грани одного ключа к идее всей выставки: вся наша жизнь - это странное фантастическое путешествие человека по не менее фантастической окружающей реальности и по мирам внутри себя.

И нет гарантии, что нам надо пройти путь до конца, что цель - не мираж, не химера. Но надо верить в себя, в свой путь, в свою цель.

И не останавливаться. Идти. Потому что только в движении - жизнь.

ВЛАДИМИР ЩЕГЛОВ. 2012 год

 

МИСТИКА И РЕАЛЬНОСТЬ СЕРГЕЯ ШУПЛЯКА

 

В Восточно-Казахстанском музее искусств проходила персональная юбилейная выставка члена Союза художников СССР и Республики Казахстан Сергея Петровича Шупляка. На ней представлены произведения, выполненные в различных техниках, жанрах и материалах.

Основа выставки – это противоборство добра и зла. Первоначальное название было взято из произведения Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» - «Тьма сгустилась над городом». Но как человек истинно талантливый Сергей Петрович пытается найти выход из создавшегося положения, поэтому последнее название выставки - «Мистика и реальность Сергея Шупляка».

 

 

Родился Сергей Шупляк 30 октября 1953 года в Алма-Ате. С осени 1960 года проживает в Усть-Каменогорске. По специальности техник-электрик, но по призванию души – художник. В 1979 году он был зачислен на факультет прикладного искусства Московского текстильного института. С этого момента начинается его профессиональная учеба и деятельность в искусстве.

- Мой папа украинец, а мама русская. Я являюсь носителем культурных традиций двух славянских народов, а по стилю жизни я азиат. Всю жизнь прожил в Казахстане.

Я признателен своей маме за то, что родила и вырастила меня. Папе за то, что в детстве вложил мне в руки карандаш и привил любовь к рисованию. Обоим родителям за то, что смогли вырастить и воспитать нас, пятерых детей. За атмосферу доброты и любви, которая царила в нашем доме. Папа был очень добрым и мягким по натуре человеком. А мама была наоборот. Очень требовательной и немного жесткой, но справедливой женщиной. В то трудное время только такие люди и смогли поднять страну из послевоенной разрухи, – делится сокровенным Сергей Шупляк.

В сентябре 1964 года отец привел его во Дворец пионеров в Усть-Каменогорске, где работала детская изо-студия. Руководил ею художник, опытный педагог и очень добрый человек – Е.Н. Годовский.

- В Московском текстильном институте был замечательный преподавательский состав. С нами занимались профессора живописи Ф. Антонов, В. Козлов, А. Нешатаев. Вместе с ними работали Заслуженные художники России В. Кулаков, Д. Домогацкий, П. Чистяков, В. Дубинчик.

И другие замечательные специалисты и педагоги. О многих вещах в подготовке профессиональных художников я не имел никакого представления, и многое стало для меня неожиданным откровением. Основы линейно-конструктивного рисунка в нашем институте закладывал известный художник Александр Александрович Дейнека.
 

"Мастер и Маргарита"   Бал у Воланда

Факультет прикладного искусства подготовил много специалистов, ставших впоследствии известными художниками и педагогами. Имена многих, возможно, ничего не говорят людям, не связанным с искусством.

Но стоит упомянуть одно, и отношение к институту и факультету меняется сразу. Это художник-модельер Вячеслав Зайцев. Непосредственно с ним учиться мне не довелось. Он закончил институт раньше. Но вот с его сыном Егором, который также стал художником-модельером, я учился в параллельных группах. Занимаясь рядом с ними, я и понял, как же готовят художников-модельеров. В программе обучения один семестр мы работали вместе и тоже должны были сделать несколько вариантов моделей. Хотя, конечно, мы понимали, что это всего лишь общее знакомство.

Учиться было трудно, но интересно. Моя психология художника-любителя тяжело приспосабливалась к требованиям профессионального обучения. Трудно было привыкать к тому, что нужно было рисовать не то, что тебе нравится, а то, что требует от тебя учебный процесс. Трудно было делать задания на какие-то непонятные темы по «зрительной передаче эмоционального состояния» и т.д. Еще труднее было понять, почему одни работы хвалили, другие разносили в пух и прах. Очень было обидно, когда тебя за твои старания и праведные труды не хвалили, а ругали. Почему? Я ведь так старался.

Это сейчас я понимаю необходимость перевоспитания моей любительской психологии. Работать не по принципу «куда кривая выведет», а так, как того требуют законы гармонии. Вот тогда я вдруг ощутил непонятное состояние того, что мое любимое рисование стало мне в тягость.

Очень долго и трудно воспринимал такое выражение, как «активный цвет». А постоянно употребляемые композиционные термины «расчленить» или «разрезать» плоскость вызывали какие-то неприятные ассоциации. Долго не понимал, почему сочетания одних цветов должны у зрителя вызывать «мажорные настроения», а другие - «меланхолическое состояние»; я не знал, что существует стройная система передачи эмоционального состояния. Это сейчас, спустя более 20 лет после окончания института, я могу говорить об этих вещах легко. Тогда же было многое непонятно.

 

Мастер и Маргарита

 

Своих педагогов мы очень любили. Ведь они нас учили таинствам искусства. И когда студент долго маялся со своим заданием, они подходили и всего несколькими мазками превращали работу в законченную.

В 1985 году С. Шупляк закончил обучение в институте и вернулся работать в Усть-Каменогорск на КШТ.

Красной нитью на выставке проходит тема литературного произведения Михаила Булгакова «Мастер и

Маргарита» - влюбленная Женщина, Любовь, Страсть – прекрасные Чувства. Это булгаковский реквием С. Шупляка «темным силам».

- Я люблю работать по воображению, ассоциативно. В зависимости от настроения. Скажу прямо, это не прямое прочтение романа.

Не иллюстрация, не книжная графика, а мои ассоциации. Вначале меня поразила тема любви. Позже стали ближе едкая сатира и сарказм. А в последнее время все больше и больше занимают изображенные Булгаковым «темные силы». Булгаков изобразил этих «темных» такими, что им хочется служить. Я не сторонник чистого реализма в искусстве и люблю работать по воображению. Символисты и художники стиля «модерн» - мои любимые художники. Мне интересно изобразить не конкретную физическую оболочку, а эмоции, скрытые желания, многообещающий взгляд, внутреннее состояние человека, намек… передать это трудно. Не всегда получается, но зато так радуют удачи.

Одной из ведущих тем выставки является тема Прекрасной Женщины. Ей посвящен триптих «Ваше величество Женщина», а также женские портреты, написанные с трогательной теплотой и любовью. В серии графических работ художник восхищается красотой женского тела и передает свое восхищение через линию – плавную, грациозную, поистине певучую, с тончайшими переходами света и теней. Кажется, что музыка исходит от картин, как реальная эмоциональная сила, направленная на зрителя, и создает образ таинственной, загадочной и всегда непостижимой женской души.

Также им любимы темы, в которых ярко выражено эротическое начало. «Женщина в экстазе» - какой прекрасный сюжет. Или тема «Роковой женщины»? Суметь это изобразить так, как чувствует сам художник, чтобы это потом почувствовал зритель. Какая интересная задача!

Как удержаться на той грани, когда это выглядит еще пристойно, но воображение уже начинает активно работать? Как изобразить не столько внешнюю оболочку, сколько внутреннее состояние? Как нарисовать карандашом то, что и словами-то передать не всегда получается?

Графика, простой карандаш – это любимые его материалы, конечно же, после гобелена. В графике он чувствует себя наиболее комфортно в сравнении с другими видами искусства.

Художник использует все богатство выразительных средств карандаша. В своих женских образах художник сохраняет некое инкогнито.

Он пишет или просто женскую фигуру, или делает такой поворот головы, что лица не видно. «Мне важно, чтобы у зрителя возникало ощущение, которое не связано с конкретным лицом. Ощущение самого присутствия женщины, которая для мужчины значит очень много. Она такой стимул…

- Мне близки такие художники, как Густав Климт, Густав Моро, Жан Дельвиль, Обри Винсент Бердсли, художники «прерафаэлиты», потому что в их работах есть что-то подобное…
 

 

Они изображали таких женщин, которые были способны откровенно выявлять свои чувства, жар своей души, пыл любви, движение тела. Они таинственны, загадочны, могут быть опасными, роковыми…

Но что-то неуловимое влечет к ним… Может быть, это волнение крови, натянутость нерва…

Они словно выполняют магический танец мотылька вокруг горящей свечи…

Кто сказал, что Медуза Горгона была отвратительной внешности? А может быть, это была такая красота, увидев которую, ты теряешь свой рассудок? Может быть, это одно мгновение стоит больше, чем вся остальная большая серая жизнь? А «Поцелуй»? Как у Климта?

Поцелуй на краю обрыва. Одно неверное, неловкое движение и падение в пропасть, гибель… Но чувство столь велико, что влюбленные забыли об опасности.

Конечно же, мне хотелось изобразить что-либо подобное. Изобразить глаза, глаза, которые ты не видишь, но которые тебя пронизывают насквозь. Показать такой поворот головы, когда не видно лица. Или увести его в тень. Но что бы каждый в своем воображении увидел то лицо, которое он представляет.

Возможно, эти темы уводят от реальной жизни. Но я и не собирался изображать реальную жизнь.

Она меня больше огорчает, чем радует. Моя графика ближе к салонному искусству, миру иллюзий, жизни богемы».


     
Элиза и братья                                                                       Принц и соловей

Детская тема С. Шупляка – это трансформация форм персонажей под восприятие ребенка, который не просто смотрит, а играет в сказку. Это не иллюстрация, где нужно быть достоверным. Ребенку не важна достоверность, он ее не знает – ему нужна игра.

Детскую тему автор выполнил не только в технике батика, но и книжной графики. Художник создает мечтательный мир, где удивительным образом уживаются герои его детских сказок – «мультяшек» и мотивы светлой, прекрасной юности. В его душе произрастают сказки.

В них светится беззаботный мир детства и доброты. Сказки помогают остаться человеком.

В технике батик и гобелен Сергей Шупляк по праву считается одним из лучших мастеров Республики Казахстан. Батик – самая любимая техника мастера. Здесь С. Шупляка привлекают неограниченные творческие возможности. Техника росписи горячим воском очень гибка и разнообразна, она позволяет достигать необычных цветовых эффектов, перекрывать краской большие плоскости. А благодаря непредсказуемости и неповторимости узора цветовой сетки, которая образуется от попадания красок в трещины воска, каждая работа в батике уникальна, ибо двух одинаковых не бывает.

Также художник любит работать в технике холодного батика, экспериментируя с псевдовитражами, имитируя эффект «старого стекла».

На выставке «Мистика и реальность Сергея Шупляка» целью произведений является воплощение размышлений автора, построенных на переплетении мистики и реальности окружающей жизни. Это своего рода предупреждение для каждого человека, что в его мыслях и поступках заложена ответственность перед прошлым, настоящим и будущим всего человечества.

 

Яна Шматова.2008 г.

                             

           МЕЖДУНАРОДНЫЕ  ВЫСТАВКИ

1.                  ГЕРМАНИЯ.  г.Западный  Берлин.  «Торгово-промышленная  выставка».  Раздел:  Декоративно - прикладное  искусство.  Гобелен.  1983.

2.     ИТАЛИЯ.  г.Бари.  Выставка «Высшее  образование  в  СССР».  Раздел: Декоративно-прикладное  искусство.  Гобелен.  1985.

3.     БОЛГАРИЯ.  г.София.  Выставка «Студенты  Москвы - науке,  технике  и  производству».  Раздел: декоративно-прикладное  искусство.  Гобелен.  1985.

 

   РЕСПУБЛИКАНСКИЕ  ВЫСТАВКИ

1.    РЕСПУБЛИКА  КАЗАХСТАН.  г.АЛМАТЫ.  XIV республиканская  выставка  молодых  художников  Казахстана.  Раздел: Декоративно-прикладное  искусство.  Гобелен.  1987.

2.      РЕСПУБЛИКА  КАЗАХСТАН.  г.АЛМАТЫ.  Фестиваль  творческой  молодежи «Жигер».  XV республиканская  выставка  произведений  молодых  художников  Казахстана.  Раздел: Декоративно-прикладное  искусство.  Гобелен.  1988.

3.      РЕСПУБЛИКА  КАЗАХСТАН.  г.АЛМАТЫ.  Отчетная  выставка  художников  ВосточногоКазахстана.  Раздел: Декоративно-прикладное  искусство.  Гобелен.  1989.

4.      РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН.  г.АСТАНА.  РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН.  Выставка «Астана Байтерек».  Раздел: Декоративно-прикладное  искусство.  Гобелен.  2005.

5.      РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН.  г.АСТАНА.  Выставка «Дни культуры Восточного Казахстана в Астане».  Раздел: Декоративно-прикладное  искусство.  Гобелен.  2007.

6.      РЕСПУБЛИКА  КАЗАХСТАН.  г.АЛМАТЫ.  Республиканская выставка посвященная открытию XVI съезда СХ РК. Раздел: Декоративно-прикладное  искусство.  Гобелен.  2009.

 

 ПЕРСОНАЛЬНЫЕ  ВЫСТАВКИ

1.      ВКО.  г.Усть-Каменогорск.  Музей  изобразительных  искусств.  «Дорога к себе».  Гобелен, батик, графика, живопись.  1997.

2.      ВКО.  г.Риддер.  Дворец  культуры  металлургов.  Гобелен, батик, графика, живопись.  1998.

3.      ВКО.  г.Усть-Каменогорск.  Областная  библиотека  им.А.Пушкина.  Выставка «Мистерии Мастера» по мотивам романа М.Булгакова  "Мастер и Маргарита»..  Графика, декоративные панно.  1999.

4.      ВКО. г.Усть-Каменогорск.   “Визит в Alma Mater”. Политехнический  колледж.  Гобелен, батик, графика, живопись.  2000.

5.      ВКО.  г.Усть-Каменогорск.  Городская  библиотека.  Гобелен, батик, графика, живопись.  2001.

6.      ВКО.  Зыряновский р-н. с.Парыгино. Районный дом культуры. Гобелен, батик, графика, живопись.  2004.

7.      ВКО.  г.Усть-Каменогорск.  Восточно-Казахстанский областной этнографический музей.  Выставка «Под знаком скорпиона».  Гобелен, батик, графика, живопись.  2006..

8.      ВКО.  г.Усть-Каменогорск.  Восточно-Казахстанский музей искусств.  Выставка «Мистика и реальность Сергея Шупляка».  Гобелен, батик, графика, живопись.  2008..

9.      ВКО.  г.Зыряновск.  Городская библиотека.  Гобелен, батик, графика, живопись.  2009.

Вверх