На главную страницу

 

Глава первая

Три легендарных страницы

Из истории развития изобразительного и

декоративно-прикладного искусства города и области 

В далекие 60-е маленькая художественная мастерская ютилась в подвальном помещении жилого дома по проспекту Ленина в г. Усть-Каме­ногорске. Художники писали лозунги, занимались наглядной агитацией, оформлением красных уголков, украшением фасадов промышленных зданий, улиц и праздничных колонн многочисленных тогда демонстраций и манифестаций и, конечно же, активно участвовали в художественных выставках. Это были талантливые мастера. Петр Захаров воспевал красоту городского пейзажа.

Картина Василия Гартузова "Допрос Я. Ушанова", размером 2,5 м на 3,5 м, написана в луч­ших традициях живописи советского периода в жанре соцреализма. Василий Подкидышев был великолепным мастером натюрморта, а Анатолий Тимошенко писал в классической манере русских живописцев начала XIX века, воспевая неповторимую красоту родного пейзажа. Творчество Климова-старшего было разнообразно.

Он успешно работал в разных жанрах. Ему были подвластны и живопись школы старых мастеров, и чеканка, и скульптура малых  форм.

В конце 60-х первым членом Союза художников СССР в ВКО стал Виктор Титов, художник-график. В те же годы в художественных мастерских начала работать первая женщина-художница Нина Скурнягина, выпускница Алматинского художественного училища. Она училась со знаменитой Гульфайрус Исмаиловой у мэтра живописи Черкасова. Одновременно в ВКО развивалось и декоративно-прикладное искусство, основоположником которого можносчитать Сурена Мартиросова.

Его керамические изделия представляли собой прекрасные образцы древнейшего армянского искусства, которое гармонично вплелось в казахстанскую культуру. В начале 70-х ярко проявил свой незаурядный талант живописца и резчика по дереву выпускник Ташкентского художественного училища Александр Коробков. А художник Владимир Истомин одинаково увлеченно и талантливо работал как в станковой, так и в монументальной живописи. Скульптор Петр Шишов начал активную творческую деятельность в 1965 году.

Многие годы памятники и бюсты выдающихся деятелей советского периода, выполненные им и не менее талантливым выпускником Алматинского училища скульптором Талаптаном Иманбаевым, украшали скверы и площади городов и районов ВКО. Т. Иманбаев работал художником областной газеты "Коммунизм туы", впоследствии "Дидар". По инициативе В.Титова в Усть-Каменогорске было открыто  ВК отделение Союза художников СССР. Он же стал первым его председателем. Значительную лепту в развитие изобразительного искусства внес репрессирован­ный в 60-е годы и сосланный в Усть-Каменогорск художник-декоратор Ефим Годовский. Талантливый Учитель, он жил и работал в Доме пионеров г. Усть-Каменогорска и воспитал не одно поколение известных художников, которые работа­ют в ВКО и крупнейших городах  постсоветского пространства.        Так, Виктор Псарев сегодня - ведущий художник студии имени. Грекова в г. Москве, а творчество Марата Джунусова хорошо знакомо не только в Караганде, но и в Германии.

В 1969 году городские власти обратили внимание на активную творческую деятельность художников, оценили их вклад в оформление города и предоставили им "роскошное" помещение на Бабкиной мельнице — бывший коровник. Но художники — народ неизбалованный и трудолюбивый. Они были рады возможности выйти из подвала. И особенно притягательно было для них то, что они теперь имели отдельное помещение, свою территорию и некоторую  отдаленность  от городского шума. Это определенно способствовало росту творческого потенциала наших патриахов. Правда, пришлось им немало потрудиться. Не раз под руководством директора Художественно-производственных мастерских Клавдии Ильиничны Казаковой проводили субботники, ведь коровник долгие годы использовался по своему прямому назначнию.

Художники вывезли не одну тонну навоза, хлама и мусора, чистили, белили и красили, пока не превратили его в приемлемое для творческой работы помещение. Теперь здесь можно было создавать произведения изобразительного и оформительского искусства.

И те, кто пришел позже в Художественно—Производственные Мастерские - ХПМ, просто не верили в столь разительные  перемены.

Это была первая легендарная страница из жизни усть-каменогорских художников. Пожалуй, больше никогда в истории изобразительного искусства ВКО не было столь сплоченного и дружного коллектива единомышленников.    

В конце 60-х-начале 70-х годов в состав ХПМ влились такие живописцы как Габдулмади Меркасимов, Леонид Агейкин, Климов-младший, Борис Морозов, Ольга Леонова, графики Гульзифа Абилева, Анатолий Куклин, Анатолий Щур, Эдуард Чубук, мастера декоративно-прикладного искусства: Куляш Акашева, Владимир Самойлов, Олег Тренкле, скульптор Валерий Раппопорт.

Легендой номер два ВКО отделения Союза художников был Леонид Агейкин. Он ворвался в размеренную жизнь провинциального городка вихрем, сам ошеломленный необыкновенной красотой казахстанского Алтая. Выпускник украинской школы живописи, он был человеком необузданных страстей с ярко выраженным талантом живописца, с неимоверной работоспособностью и трудолюбием ремесленника.

Своим темпераментом он зажигал окружающих, и участие наших мастеров кисти во всех республиканских выставках стало непременным и победным. В середине 70—х годов в Усть-Каменогорск приехала большая группа выпускников художественных вузов Москвы, Львова, Одессы и Алматы. Отработав положенное, они вернулись домой, но сумели внести мощный импульс свежих веяний из культурных центров Советского Союза и оказать благотворное влияние на творческое мировоззрение многих местных художников. Лишь Габдулмади Меркасимов не поддавался никакому влиянию, настолько он был самобытен и гармоничен от природы.

На творчестве этого художника хотелось бы остановиться особо.

Он родился и вырос в г. Усть-Каменогорске. Первые уроки жизни и художественного мастерства принял у Ефима Наумовича Годовского в изостудии Дома пионеров. Необыкновенное чувство цвета и безупречная композиция выделяли его ранние работы из сотен других. Учителя и в Алматы, и в Ленинграде возлагали на него большие надежды, потому что одарен он был талантом живописца безмерно. Он, как никто другой, умел увидеть в простоте величие, в блике солнца - весь мир... К сожалению, он рано и трагически ушел из жизни. Но его работы хранятся в фондах Государственного музея им. Кастеева и Дирекции художественных выставок в г. Алматы, в частных коллекциях в Москве, Ленинграде, Алматы, Усть-Каменогорске.

 В 80-е годы в Алматы была издана детская книжка "Три медведя" на казахском языке, с прекрасными картинками  Г. Меркасимова. Иллюстрации в книге Э. Сетон-Томпсона "Рассказы о животных", изданной в те же годы на русском языке, представляют еще одну грань его таланта — книжного графика. Мультфильм "Золотая бита", художником которого он был, вошел в золотой фонд отечественных мультфильмов.

В Усть-Каменогорске всего лишь три картины при жизни художника приобретены Восточно—Казахстанским музеем искусств: "Кочевники", "Вид на стройплощадку", "Бахсы". И со мной, уверена, согласятся все искусствоведы и художники в том, что эти работы представляют собой государственную ценность. Кроме того, вот уже более четверти века бережно хранится монументальная роспись в рабочей столовой на территории Казцинка. Художнику удалось в композиции, рисунке и цвете показать казахский достархан и русское застолье с такой любовью и так талантливо, что рабочие испытывают настоящее эстетическое удовольствие от ежедневного созерцания росписи. Никому и в голову не приходит забелить ее, наоборот, на заводе пытаются своими силами реставрировать ее и как можно дольше сохранить эту красоту, настолько колоритно написаны характерные образы героев многофигурных композиций. Сложные ракурсы людей и простые предметы быта написаны одинаково талантливо, представляя собой величественный гимн Красоте жизни простых людей и окружающей природы.

И третья легендарная страница из истории изобразительного искусства г. Усть-Каменогорска - Дом художников, построенный по индивидуальному проекту Владимира Крутикова, выпускника Усть—Каменогорского СДИ. Даже в Алматы не верили, что возможно строительство и запуск этого проекта.

Но это произошло! Роскошный Храм Искусства, с отдельными творческими мастерскими, с великолепным выставочным залом, оформительским цехом, в который свободно могла въехать грузовая машина, ультрасовременный интерьер, на фасаде здания - рельеф, выполненный Валерием Раппопортом и Петром Шишовым, был сдан в срок и передан по назначению. Здание находилось не на окраине, а в центре города. Когда художники въехали в него, им трудно было поверить в это счастье...

Это были 80—е годы XX столетия. Ожила и активизировалась выставочная деятельность художников.

Тематические выставки сменяли персональные. Искусствоведы Надежда Савакова, Тамара Быкова, затем заведующая выставочным залом Лариса Безрученко занимаются профессиональным анализом художественных выставок, пишут статьи, проводят многочисленные интересные вернисажи...

О творческой деятельности усть-каменогорских художников в период конца 80-х годов вплоть до наших дней мы расскажем в следующей главе.


Глава вторая

В НОВЫЙ ВЕК - С НОВЫМИ СИЛАМИ И НАДЕЖДАМИ

Из истории развития изобразительного и декоративно-прикладного искусства города и области

ВК организация Союза художников Республики Казахстан в конце XX века объединяла в своих рядах 25 талантливых мастеров.

Последнее десятилетие века отмечено творческой активностью наших художников на международных выставках. Анатолий Куклин и Эдуард Чубук дважды принимали участие е ежегодной выставке миниатюр в г. Торонто, в Канаде. Виктор Лукьянов и Эдуард Чубук успешно выставляли свои работы в Эфиопии. Умит Байназарова. Болат Исин и Куляш Акашева в 1992 году представляли свое и возрожденное казахское народное творчество в Париже и Булоне, во Франции В Югославии Анатолий Куклин и Эдуард Чубук участвовали в Международном симпозиуме мастеров акварельной миниатюры В 1993 году Кадыр Хамзин и Болат Исин представляли Восточный Казахстан на международном творческом симпозиуме под Алматой, в Тау Тургене. Картины Александра Климова неоднократно печатались в журнале "Знание - сила" и известны во многих уголках мира. Художник посредством краски и холста в своих картинах рассуждает о философии мира, поднимает вопросы Земной и Вселенской цивилизаций. Космический абстракционизм - так в двух словах хотелось бы сказать о его картинах. Сегодня он пробует свои силы в компьютер­ной графике.

- Новые времена, новые нравы на грани двух тысячелетий. Разъехались художники, в поисках лучшей жизни, в Гер­манию, Израиль, Россию, Украину До последнего держался выставочный зал Дома художников, ежемесячно проводя выставки, одну интереснее другой, представляя творчество уже известных мастеров-профессионалов и художников-любителей, открывая новые имена.

Любители искусства познакомились с творчеством мастера живописи в сложной технике пастели Александра Леонова из Лениногорска, увидели картины живописца Виктора Сачкова из Зыряновска, группа молодых художников из Зайсана представила на суд зрителей Усть-Каменогорска свое творчество. Супруги Елена и Марат Смаиловы, выпускники Ленинградского восстановительного центра по классу живописи и декоративно-прикладного искусства, впервые показали    широкому   зрителю свои    работы. Быть художником  в    наше время   непросто, а быть глухим  художником,    кажется, просто невоможно.

Но немногие современные  художники умеют на плоскости холста или бумаги так передать высоту и глубину человеческой мысли. Отобразить не только видимую действительность, но суметь скупыми изобразительными средствами показать всю полноту и многоцветие своего отношения к происходящему. Художники стремятся к этому, и у них это получается. Не случайно во многих работах Смаилова, кажется, звучит музыка.

Душа художника поет старинные казахские напевы, болеет за свой Иртыш, переживает за гибель Арала, философствует на темы христианской религии и взывает к духовности, все это отображая на своих полотнах. Выставки сменяют друг друга, радуя зрителей, но. к сожалению, в 1996 году Дом художников, кроме нескольких творческих мастерских, передается во владение хозяевам будущего рынка.

Это - последствия недальновидной политики членов правления Союза художников. После краха и продажи своего Дома оставшимся художникам пришлось искать новые формы существования, чтобы содержать семьи и иметь возможность писать картины. Умит Байназарова, Куляш Акашева и Болат Исин открыли ТОО 'Терме" и вот уже многие годы успешно работают, возрождая традиционный казахский костюм и разгадывая тайны древних орнаментов. На 150-летний юбилей Абая они выполняли государственный заказ, связанный с оформлением Дома-музея Абая. Художники шьют казахские костюмы, возрождая традиции своего народа и демонстрируя свои изделия перед взыскательными ценителями искусства в  Европе. Армен Ахвердян в настоящее время - ведущий художник Монетного двора; его труд отмечен Государственной премией Президента РК Владимир Подгорецкий создал фирму "Примус" и профессионально занимается современным дизайном в нашем городе Гульзифа Абилева организовала общественную Галерею современного искусства "ULРА". назвав ее старинным именем реки Ульбы, на берегу которой стоит ее родной город. Впервые в Усть-Каменогорске, в галерее современного искусства "ULРА"  было представлено творчество интереснейшего графика из Семипалатинска Нурбулана Утепбаева. Затем ценителей живописи покорили пейзажи Гумара Макарова.

Так протянулись между двумя крупными культурными центрами ВКО невидимые нити творческого содружества. Крупнейшим центром культуры ВКО является Семипалатинский музей семьи Невзоровых, директором и организатором которого является искусствовед Татьяна Стромская.

За активную деятельность и вклад в развитие культуры и искусства она награждена премией акима ВКО по итогам 2000 года. Мощным аккордом в конце тысячелетия в размеренной культурной жизни города прозвучала передвижная выставка русской живописи XIX века из фондов музея се­мьи Невзоровых, проведенная ими совместно с этнографическим музеем. Новый XXI век приносит новые силы и надежды.

В октябре 2000 года, по инициативе менеджера Галереи "ULРА"  Гульзифы Абилевой и с помощью Государственного фонда поддержки культуры и искусства, большая группа художников и телевизионных работников приняла участие в Первом международном фестивале искусств "Мастер-класс Казахстан 2000". По итогам фестиваля художники Николай Аштема и Болат Исин были награждены Дипломами в номинации "Многоцветье Шелкового пути". Деятельность живописца Болата Исина, члена Союза художников РК, так­же отмечена премией акима ВКО по итогам 2000 года. Его картины запоминаются сразу и западают в душу даже неискушенного зрителя, заставляя вновь и вновь возвращаться к полотнам, пристально вглядываясь в лирические пейзажи, абстрактные композиции, прозрачные акварели и насыщенные цветом работы, выполненные темперой.  Все его картины объединяют тонкий колорит, продуманная композиция и чистый цвет.

Двухмерное пространство холста и бумаги наполнены воздухом и светом.

Он любит писать наши горы и, глядя на некоторые из них, у зрителя возникает ощущение полета.

Впервые в истории изобразительного искусства ВКО в Центральном выставочном зале Алматы в октябре 2001года открылась и имела успех персональная выставка работ семипалатинского живописца Гумара Макарова.

Щедро рассыпал художник миллионные полутона на своих холстах. Закат на Иртыше, легкий ветер и шуршание крыльев птицы в картине "Охотник", веет холодным  сырым "Туманом в горах" и пышным цветом благоухает "Сирень" - все это на полотнах художника.

Он много работает с натуры и не мыслит настоящего отдыха без этюдника. Мир художника разнообразен, полон вдохновенной лирики и красок.

Зрители, глядя на его картины, испытывают чувство гордости за свой родной край, открывают для себя новые красоты разнообразного ландшафта "Материка в миниатюре". Таковы его картины. Убежденный реалист, сумевший уберечь свой талант от ржавчины модернизма, Гумар Макаров параллельно с интересом к искусству, воспитывает чувство патриотизма в  своих студентах.

 Он преподает живопись в университете "Семей". Лауреатом   премии   акима ВКО 2001 года стал Нурбулан Утепбаев, также преподаватель университета "Семей". В своих акварелях и графических работах он удивительно тонко передает   неповторимый   дух  родной   степи   и народа. Его персональные   выставки  прошли  в Алматы, Семипалатинске и Усть-Каменогорске.   Н. Утепбаев - автор нескольких   монографий    по обучению живописи и рисунку в художественных  учебных  заведениях Казахстана. Четверть века успешно работает Усть-Каменогорская детская художественная школа.

Бессменный ее директор Петр Тельманов пишет картины, с любовью играя цветовыми пятнами, радуя зрителей чистым соотношением цветовой палитры в своих работах. О талантливых учениках школы знают не только в нашей стране, но и за ее пределами.

Детские рисунки не раз выезжали за рубеж и становились призерами международных выставок детского изобразиельного искусства.

В школе хорошая традиция - на  отчетных выставках представлять работы преподавателей в одном ряду с ученическими.

Это полезный урок для обеих сторон. Возрождается и развивается декоративно-прикладное искусство ВКО.

При Государ­ственном фонде поддержки культуры и искусства в управлении культуры ВКО создан Центр развития национального искусства и традиционных ремесел Казахстана.

В мае 2002 года художники Центра приняли участие в Центрально-Азиатской международной выставке-ярмарке ремесел, организованной Международной Ассоциацией в поддержку традиционных ремесел.

Наши художники также приняли активное участие в проведении Круглого стола, организованного ЮНЕСКО, по вопросам развития традиционных ремесел в Центрально-Азиатских странах и конструктивного сотрудничества с государственными структурами.

В июне 2002 года художники Усть-Каменогорска участвовали в республиканской выставке изобразительного и декоративно-прикладного искусства "Жер Ана", посвященной 5-летию столицы Казахстана. Выставка проходила в Музее современного искусства города Астаны. В Усть-Каменогорске, наряду с членами Союза художников РК, активно работают студенческая молодежь и ста­рейшие художники-любители. Так, ВКТУ вот уже много лет ежегодно выпускает архитекторов, многие из которых становятся талантливыми художниками.

В ВГИ активно работает факультет дизайнеров и модельеров, в городе действуют изостудии и кружки. В школах профессиональные художники ведут уроки ИЗО. Это значит, что история изобразительного искусства еще не закончена, она продолжается. И лучшие времена еще впереди...

Г.КУМАРГАЗЫ

член Союза художников Республики Казахстан,

искусствовед Центра развития национального искусства

"ULРА"

Вверх