На главную страницу

 

 

 

Казахские мотивы



Амангельды Шакенов родился в ауле Чукут Шербакульского района Омской области. Именно здесь ему открылась вся прелесть степи, ее бескрайние просторы, где вольно гуляет ветер, где колышется серебристый ковыль и убегает вдаль перекати-поле. И взяв однажды бумагу и краски, Амангельды Шакенов решил стать художником. Навсегда.

Его творческая биография началась с худграфа Омского педагогического института им. Горького. После его окончания он работал там ассистентом, затем старшим преподавателем, доцентом кафедры живописи, деканом. Амангельды Абдрахманович преподает и по сей день.

Свою преддипломную практику он проходил в Казахстане, откуда привез серию дипломных работ «Джайлау».

Своей искренностью и задушевностью они сразу привлекли внимание зрителей и стали для художника началом «возвращения к самому себе», к своим истокам, к тому, что впитал в себя с малых лет, живя в казахском ауле. Тема исторической родины — особая в творчестве Шакенова. Художник остается предан национальной тематике, чтобы он ни писал — портреты, пейзажи или натюрморты.

В 1970-е годы им был создан целый ряд произведений, отражающих жизнь и обычаи казахского народа, под общим названием «Мой Казахстан». Его «Отгон» переносит зрителя в степь, которую вот-вот накроет ненастье. В его «Свидании» юноша и девушка соединяют руки над степным простором, словно благословляя своей любовью родную землю. А как прекрасны его «Домбристки»!

Вдумчивый зритель замечает, что в картинах Шакенова есть выраженная индивидуальность и своеобразный магнетизм.

Заключаются они, наверное, в том, что их автор внимателен к тем сторонам жизни народа, которые в суете мирской ускользают от торопливого взгляда. Несомненной удачей Шакенова стала ранняя работа «Родные мотивы», навеянная поэзией и музыкой Казахстана.

В подчеркнутой ритмической согласованности форм, в палитре цвета, дающей ощущение покоя и тишины, он находит гармонию в величавой природе. Особое место в творчестве мастера занимают его северные пейзажи. Он влюблен в тюменский север, который объездил вдоль и поперек, хорошо знает Тобольск, Ханты-Мансийск, Сургут. Шакенову удалось передать будни суровой земли и в холодновато-серебристом колорите воспеть ее морозную красоту.

С 1980-х годов Амангельды Шакенов начинает писать портреты, в которых ему удается передать состояние души человека.

Искренность, глубина чувств и переживаний автора — отличительные черты его портретов, а также сибирских и казахстанских пейзажей.

 Он всегда пишет людей, к которым имеет душевное расположение.

Так, в портрете «Галымжан-Кажы» перед зрителями предстает волевая, целеустремленная женщина.

С искренней симпатией смотришь и на «Девушку с розой» — молодую, обаятельную и жизнерадостную медсестру.

Мастер очень любит писать детей. «Взрослые редко подойдут к мольберту, а дети любознательны, непоседливы. Мне интересно отвечать на их вопросы. Именно так и появились портреты «Адилька», «Айнагул», «Первые шаги», — поделился Шакенов.

У Амангельды Шакенова состоялось более 25 персональных выставок, в том числе в казахстанских городах — Кокшетау, Петропавловске, Астане. Его картины есть в выставочных фондах России, музеях Омской области, Краснодарского края, Венгрии, Казахстана, в частных коллекциях в Англии, Финляндии, Германии, Чехии, США и Казахстана.


Марина МИХАЙЛОВА  2005 г.

 

Омский мастер

 

Красота родного края, гармония духовного и телесного начал, наивность молодости и умудренность старости...

Для хорошего художника нет такой вещи в мире, которую он бы не смог изобразить на холсте. Тот же художник, которому под силу перенести в миниатюру все вышеперечисленное, может считаться настоящим кудесником кисти. Амангельды Шакенов, художник из Омска, говорит, что никакого колдовства в его работах нет. Только краски и немного поэзии...

 

   

   "Полевые ромашки".  2001 г.              "Автопортрет". 1986 г.          "Портрет Дочери".   2003 г     "Портрет внука".   2004 г.

20 марта 2008 года в Восточно-Казахстанском областном этнографическом музее состоялось открытие выставки работ Амангельды Шакенова, лаконично названной "Родные мотивы". И не случайно. Основная тема картин мастера - удивительные просторы казахской степи. Дощатый домик, залитый утренним светом, вороной конь, скачущий по выжженной полуденным солнцем траве, печальная девчушка, устремившая взор куда-то вдаль. Картины художника наполнены невероятной поэтикой, и кажется, что солнечный свет шакеновского "Утра", невероятно реалистично изображенный на картине, вот-вот польется прямо на удивленного посетителя. Художник отмечает, что очень любит изображать на холсте детей.

Изобразить молодость, все равно что цветущий бутон, необычайно сложно, но неизмеримо приятно, если эта работа удается, - говорит он. - Начинал писать портреты естественно своих родных. Жена, дети. Сначала удивлялись, ну до чего, похоже...

Ну, а потом и соседских ребятишек начал рисовать.

Кисти художника принадлежит более шестидесяти работ. Портреты, пейзажи, натюрморты - фантазия омского мастера не знает преград. Что примечательно, все картины Шакенова отличает неповторимый национальный колорит, красной нитью проходящий сквозь его работы. Героика эпических полотен и кажущийся примитивизм пейзажной графики создают неповторимое впечатление от выставки работ Амангельды Абдрахмановича.

Родился Амангельды Шакенов полвека назад в ауле Чукут Омской области. Не раз бывал в Казахстане и, упоенный красотами здешних мест, стал писать картины в живописи и графике. Признание не заставило долго ждать - Амангельды Абдрахманович ныне заслуженный работник культуры Российской Федерации.

Сейчас Шакенов возглавляет омскую организацию Союза художников.

Как отмечают критики, в его работах воплощается искренность образного выражения и профессионализм опытного мастера.

Выставку омского художника Амангельды Шакенова организовали в Усть-Каменогорске этнографический музей и редактор областной газеты «Дидар» Жумадил Адильбаев.

«Родные мотивы» — так называется она не случайно.

— Хоть я родился и состоялся как художник в России, в душе моей живет Казахстан, — говорит живописец.

— Маленьким мальчиком мне довелось год прожить в Акмолинской области у дяди. Зов крови или что иное — не мне судить, но запах и особый дух казахской степи, жайлау, традиционный уклад жизни казахов, их особая философия стали главной темой моего творчества.

Началом этого «возвращения к самому себе» стала его дипломная работа по окончании художественно-графического факультета Омского пединститута, где, кстати, он преподает все эти годы. «Жайлау» — так она называлась — это обращение к своим истокам.

Причем не к народным началам «вообще», а именно к личностным. Этой причастностью, а не наблюдением «со стороны» проникнуты все работы Амангельды Шакенова. Он изображает то, что ему по-настоящему близко, хорошо знакомо с детства. Это цикл под общим названием «Мой Казахстан», отражающий жизнь и обычаи казахского народа («Байга», «Той», «Свидание»,

«На отгоне» и другие). В своих полотнах художник предстает настоящим поэтом, способным увидеть и в цвете передать то, что недоступно торопливому взгляду. Поэтика Шакенова целиком основана на гармоничном единстве природы и человека.

У полотна «Вечер на жайлау» невольно замираешь и словно переносишься из городской суеты в спокойствие исконно казахского быта на высокогорном пастбище.

В творчестве А. Шакенова большое место занимает портрет. В своих героях он передает не только особенность душевного склада народа, но прежде всего достоинства конкретной личности, ее внутреннего мира.

В череде образов — детских, мужских и женских — особой глубиной, лирической выразительностью отличается «Двойной портрет».

По очень личностному взгляду художника на эту красивую женщину, в задумчивости опустившую на колени домбру, нетрудно догадаться, что Амангельды Шакенов изобразил свою любимую — верную спутницу жизни, которая и на открытие выставки в Усть-Каменогорске приехала вместе с мужем.

В портретном творчестве Шакенова воплотились главные черты его живописной манеры — гармония цвета, ритмическая выразительность, музыкальность.

Но нам, глядя на картины Амангельды Шакенова, не хочется препарировать, как это сделано. Хочется просто смотреть и впитывать их живительную красоту.
 

Виктория ШЕВЧЕНКО

Восточно-Казахстанская область. 2008 г.

 

Вверх